Карта логопедического обследования детей раннего и дошкольного возраста с неврологической патологией
Ф. И. О.
Первичное обследование
Динамика
Дата обследования
Возраст ребенка
КОНТАКТ:
в контакт не вступает
контакт формальный (чисто внешний)
контакт избирательный
легко и быстро вступает в контакт, проявляет в нем заинтересованность
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА:
пассивный, инертный
повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность
колебания настроения
активный, бодрый, деятельный
ВНИМАНИЕ:
низкая концентрация и неустойчивость внимания (плохо сосредоточивается, с трудом удерживает внимание на объекте)
недостаточно устойчивое, поверхностное, истощаемое
плохое переключение внимания
достаточно устойчивое
ЗАПАС ОБЩИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ:
низкий
несколько снижен
соответствует возрасту
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ:
снижена
достаточная
ДОРЕЧЕВОЕ И РАННЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
протекало с выраженной задержкой
протекало с задержкой
нормальное (по возрасту)
Время появления и особенности голосовых и речевых реакций:
крик
гуление
лепет
первые слова
простые фразы
ПОНИМАНИЕ ОБРАЩЕННОЙ РЕЧИ:
не понимает обращенную речь
понимание обращенной речи ограниченное (ситуативное)
выполняет простые речевые инструкции
понимание обращенной речи на бытовом уровне
выполняет сложные речевые инструкции в полном объеме
ПАССИВНЫЙ СЛОВАРЬ:
название предметов (реальных и на картинках)
понимание смыслового значения слова, действия
понимание простого сюжета
понимание лексико-грамматических конструкций
ХАРАКТЕРИСТИКА СОБСТВЕННОЙ РЕЧИ (экспрессивная речь)
1-й уровень речевого развития:
полное отсутствие звуковых и словесных средств общения
произносит отдельные звуки, звукокомплексы
произносит несколько лепетных и общеупотребительных слов и звукоподражаний
использует невербальные средства общения (выразительную мимику, жесты, интонацию)
2-й уровень речевого развития:
пользуется простой фразой
аграмматичная, неразвернутая (упрощенная), структурно нарушенная фраза; активный словарь состоит из существительных, реже встречаются глаголы и прилагательные; предлоги употребляются редко; слоговая структура слов нарушена
3-й уровень речевого развития:
пользуется развернутой фразой; недостаточная сформированность лексико-грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении); слоговая структура слов не нарушена; синтаксические конструкции фраз бедные; фонетико-фонематические нарушения
4-й уровень речевого развития:
лексико-грамматическая и фонетико-фо-нематическая недостаточность
пользуется развернутой фразой; связная речь сформирована
ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ:
проявляет склонность к эхолалии
наличие речевых штампов (речь пустая, без содержания, часто не соотносится с выполняемыми действиями, не отражает истинных интеллектуальных способностей ребенка)
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ:
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС:
резко ограничен
беден
в пределах обихода
достаточный
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ:
не сформирован
сформирован недостаточно
сформирован в норме
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ:
описание сюжетной картинки
простой сюжет
сложный сюжет
составление рассказа по серии сюжетных картин
пересказ текста
творческий рассказ
СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВ:
не нарушена
Нарушения слоговой структуры слов:
парафазии (замены звуков, слогов)
элизии (пропуски звуков, слогов)
итерации (повторения звуков, слогов)
контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого)
персеверации (отсроченное повторение)
перестановки звуков, слогов
антиципации
ФОНЕТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ
А О У Ы И Э К К' Г Г' Х Х' Й М М' П П' Б Б' Ф Ф' В В' Т Т' Д Д' Н Н' С С' З З' Ц Ш Ж Ч Щ Р Р' Л Л'
Антропофонические (фонетические) дефекты звукопроизношения — искажения:
усредненность гласных
недостаток произношения свистящих
недостаток произношения шипящих
недостаток произношения соноров
недостаток произношения губных
недостаток произношения губно-губных
недостаток произношения губно-зубных
недостаток произношения средненёбных
недостаток произношения заднеязычных
недостаток произношения твердых согласных
недостаток произношения звонких согласных
изолированно произносит все звуки правильно, но при увеличении речевой нагрузки — общая смазанность речи
фонетический строй речи сформирован достаточно
Фонологические дефекты (нарушение дифференциации звуков):
замены
смешения
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ:
нарушено
сохранное
СТЕПЕНЬ РАЗБОРЧИВОСТИ РЕЧИ:
речь невнятная, смазанная, малопонятная для окружающих
разборчивость речи несколько снижена, речь нечеткая
разборчивость речи не нарушена
ДЫХАНИЕ:
поверхностное, затрудненное
неровное, неритмичное
свободное
дифференциация носового и ротового выдоха
ГОЛОС:
Недостаточная сила голоса: тихий, слабый, истощающийся
Нарушение тембра голоса:
глухой, сдавленный
хриплый
назализованный
напряженный
дрожащий
сильный, звонкий (норма)
СИНХРОННОСТЬ ДЫХАНИЯ, ГОЛОСООБРАЗОВАНИЯ И АРТИКУЛЯЦИИ:
нарушена
сохранна
Просодическая организация звукового потока:
Мелодико-интонационная сторона речи в норме
нарушение интонационного оформления речи
отсутствие голосовых модуляций (голос немодулированный)
слабая выраженность голосовых модуляций (голос монотонный, маломодулированный)
ТЕМП РЕЧИ:
нормальный
тахилалия
брадилалия
запинки
заикание
РИТМ РЕЧИ:
нормальный
растянутый
скандированный
СТРОЕНИЕ И ПОДВИЖНОСТЬ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ
Неврологический синдром нарушения артикуляционной моторики:
спастический парез
тонические нарушения управления типа ригидности
гиперкинезы
атаксия
апраксия
ЛИЦЕВАЯ МУСКУЛАТУРА:
гипомимия
Тонус лицевой мускулатуры в норме
нарушение мышечного тонуса лица: спастичность
гипотония
дистония
сглаженность носогубных складок
асимметрия лица
гиперкинезы лица
ГУБЫ:
Нормальные, толстые/тонкие; наличие расщелины
Тонус губной мускулатуры в норме
Нарушение мышечного тонуса губ:
спастичность
гипотония
дистония
Подвижность: губы малоподвижные
губы подвижные
ЗУБЫ:
крупные, мелкие, редкие, частые, нарушение зубного ряда, наличие лишних зубов, нормальные
прикус: передний открытый, боковой открытый, прогнатия, прогения, правильный
ТВЕРДОЕ НЁБО:
готическое, низкое, уплощенное, наличие расщелины, нормальное
МЯГКОЕ НЁБО:
длинное/короткое
подвижное/малоподвижное
отклонение увуля
ДВИЖЕНИЕ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ:
открывание/закрывание рта
умение держать рот закрытым
ЯЗЫК:
толстый, маленький, узкий, раздвоенный
невыраженность кончика, укорочение подъязычной связки
Тонус язычной мускулатуры в норме
Нарушение мышечного тонуса языка:
спастичность
гипотония
дистония
гиперкинезы языка
тремор языка
девиация (отклонение) языка в сторону
Объем артикуляционных движений языка:
строго ограничен
неполный
снижение амплитуды артикуляционных движений
в полном объеме
Умение удержать артикуляционную позу
Способность к переключению
Произвольное высовывание языка
Подъем языка вверх
Боковые отведения (вправо/влево)
Пощелкивание
Облизывание губ (круговые движения языка)
Глоточный (рвотный) рефлекс:
повышен
в норме
Наличие патологических рефлексов орального автоматизма
Вегетативные расстройства:
Гиперсаливация: постоянная
усиливающая при определенных условиях
Жевание:
в норме
отсутствие жевания твердой пищи
затруднение жевания
Глотание:
не нарушено
поперхивается, захлебывается при глотании
ОБЩАЯ МОТОРИКА:
Сформированность основных двигательных навыков:
удержание головы
самостоятельное сидение
удержание вертикального положения стоя
(у опоры / самостоятельно)
ходьба с поддержкой
самостоятельная ходьба
нарушение походки
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КИСТЕЙ И ПАЛЬЦЕВ РУК:
направление руки к предмету
захват предмета, его удержание в руке
простейшие манипуляции с предметами
свободное манипулирование предметами
дифференцированные движения пальцев рук
выделение ведущей руки (правая / левая)
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Литература
Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. - СПб.: КАРО, 2008