Карта истории развития ребенка
Фамилия, имя
Дата рождения, возраст
Мать: год рождения, кем работает, образование; имеются ли профессиональные вредности (какие)
Есть ли еще дети, указать пол и возраст
Отец: год рождения, кем работает, образование; имеются ли профессиональные вредности (какие)
С кем проживает ребенок (если родители разведены, указать сколько лет было ребенку)
Жилищные условия: количество комнат, имеет ли ребенок отдельную комнату
Материальные условия: низкие, средние, высокие
Заболевания в семье, с учетом болезней ближайших родственников: нарушения слуха, зрения, аллергия, эпилепсия, алкоголизм, венерические заболевания, умственная отсталость, пороки развития, нарушения речи, эндокринные нарушения, наблюдается у психоневролога или психиатра
Кто в семье имеет: левшество, ярко выраженные способности
Были ли в семье случаи самоубийства
Заболевания ребенка:
простудные (4-6 раз в год и более до 3-х лет, в 3-7 лет, после 7 лет; менее 4 раз в год до 3-х лет, в 3-7 лет, после 7 лет)
детские инфекции (указать в каком возрасте): ветряная оспа, корь, скарлатина, коревая краснуха, эпид. паротит, менингоэнцефалит, другие (указать)
состояние зрения, слуха, заболевания ЛОРорганов: аденоиды, ангины (как часто), тонзиллиты
травмы головы (с указанием возраста)
находился ли в стационаре (возраст), с каким диагнозом
другие заболевания
Бывают ли подъемы температуры без видимых причин
Изменяется ли у ребенка АД
Отмечались ли судороги (указать возраст, частота, при каких обстоятельствах)
Стоит ли на диспансерном учете, с какого возраста, у какого специалиста и с каким диагнозом
Сон ребенка: особенности засыпания, характеристика сновидений
Характер стула: склонность к запорам. поносам, бывали ли случаи недержания кала (энкопрез)
Энурез
Группа по физкультуре (основная, подготовительная, освобожден)
Сведения о пренатальном развитии ребенка
Ребенок желанный, нежеланный (указать)
Возраст матери во время рождения ребенка
Какая по счету беременность, чем окончились предыдущие беременности
Как протекала беременность (нормально, тошнота, рвота, повышение АД, ОРЗ, краснуха, грипп, прием лекарств, психическая травма, профессиональные вредности, ушибы плода, курение, прием алкоголя, токсикомания, возможность зачатия в состоянии алкогольного опьянения)
Какие были роды (в срок, преждевременные, стремительные, затяжные, переношение); были применены стимуляция, выдавливание, наложение щипцов, кесарево сечение, поворот за ножку
Ребенок родился доношенный, недоношенный, переношенный; закричал сразу или нет; были ли судороги (как долго); особенности при рождении (асфиксия, родовая травма, гематома на голове, обвитие пуповиной вокруг шеи, предлежание ягодичное, головное); вес и рост при рождении, оценка по шкале Апгар
Первый год жизни
Спокойный, беспокойный, частые срыгивания, продолжительность грудного вскармливания
Психомоторное развитие: держит головку, сидит самостоятельно, ползает, встает, ходит, прослеживает перемещение предметов глазами, хватает предмет, узнает мать
Развитие речи: гуление, первые слова, фразы
Общая активность на первом году жизни (подвижный. любознательный, равнодушный, заторможенный, спокойный - любит сам заниматься с игрушками, беспокойный - требует постоянного внимания взрослых)
Манипулирует предметами с _______ мес., игры "спрячь" и др. с _______ мес.
Страхи ребенка (указать, какие)
Чем болел на первом году жизни
Бывает ли у ребенка:
Утомляемость и слабость (предположительная причина), повышенная потливость (когда), хорошо ли переносит езду в транспорте, бывает ли головокружение, возникает ли чувство нехватки воздуха, испытывает ли ребенок: боли в животе, тошноту, ощущение вздутия живота, часто ли жалуется на головные боли, проявляются ли аллергические реакции и на что, бывают ли обморочные состояния, ночное недержание мочи (редко, иногда, часто), испытывает ли ребенок тревожность, раздражительность, гневливость, агрессивность, несдержанность, плаксивость, страх, резкую смену настроения, склонность к уединению (указать, что именно)
Психолого-социальный статус ребенка
Психологический климат в семье, бывают ли в семье конфликты, отношение в семье к ребенку
Посещение детского сада (с какого возраста), как прошла адаптация, есть ли друзья, какие отношения с детьми в группе, что любит делать, какие игры предпочитает, особенности познавательной и эмоционально-волевой сферы
Пребывание в школе (с какого возраста пошел в школу), адаптация к школьным условиям, успеваемость, какие предметы нравятся, какие вызывают трудности, отношение к учебе, отношения со сверстниками, отношения с педагогами, бывают ли конфликты (с кем, по какому поводу), отношение родителей к школьным занятиям ребенка
Особенности личности ребенка
Отношение к себе
Отношение к другим людям
Взаимоотношения со сверстниками
Отношение к делу
Заключение
Источник: В.М. Астапов. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М., 1994.