Главная > Документы > Конспекты занятий и другие материалы для специалистов >
Статьи
Развитие речи и ознакомление с окружающим
Формирование межличностного взаимодействия у детей дошкольного возраста
Лексико-грамматические упражнения по теме: Овощи и фрукты
Индивидуальная коррекционно-воспитательная работа
Коррекционная работа с детьми со стертой формой дизартрии
Преемственность в развитии фонематического слуха у детей первого класса
Эмпатия и ее формирование в онтогенезе
Коррекция звукопроизношения. Файлы для логопедов
Где скачать методическую литературу
Статьи для логопедов
Конспекты занятий для логопедов
Занятия с песком
ДЦП
Обучение детей с ЗПР
Обучение детей с нарушениями слуха
Речедвигательная ритмика
Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью
Дети с фетальным алкогольным синдромом
Воспитание и обучение детей в доме ребенка
[1]
Реклама
Занятия для школьников с интеллектуальной недостаточностью, 3-4 класс.
Прислала Нина Проскурякова, логопед, учитель нач. классов в школе 8 вида.
Конспект урока по развитию речи
Урок-сообщение
Тема: Фрукты. Яблоко.
Цели:
  • Отработка умения согласовывать слова в словосочетаниях; развитие навыка составлять простое распространенное предложение.
  • Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании.
  • Воспитание эмоциональной адекватности поведения.
Оборудование.
Картинки овощей и яблока, натуральное яблоко, картинка "Фруктовый сад". Пособие "Яблоня с яблоками".
Ход урока.
1. Организационный момент.
а) Упражнение на запоминание. "Сядет тот, кто запомнит последовательность картинок". Учитель показывает по порядку 5 картинок овощей. Затем просит ученика расставить их в том же порядке; назвать предмет и составить предложение: "Это красный помидор"
2. Повторение:
а) Обобщающая беседа "Овощи".
3. Сообщение новой темы:
а) Упражнения в согласовании: Сколько яблок лежат в вазе? Сколько груш, слив?
б) Анализ и описание свойств яблока, большое - маленькое - среднее; красное - желтое - зеленое; круглое, твердое, сочное, ароматное
в) Рассказ учителя "Фруктовый сад".
Это фруктовый сад. Здесь растут и яблоки, и груши, и сливы. Этот сад посадили много лет назад. Заботливые руки человека постоянно ухаживают за деревьями: окучивают, поливают, подкармливают их, и поэтому деревья благодарят человека за его труд богатым урожаем плодов. Весной, когда деревья цветут - это очень красивое зрелище. Цветущий фруктовый сад это красота природы; это аромат воздуха... Осенью люди большими корзинами собирают спелые, сладкие яблоки. Аккуратно снимают их с ветки, кладут в корзины. Из яблок пекут пирог (яблочный пирог); делают варенье (яблочное варенье, джем); пирожки с яблоками.
4. Физминутка.
5. Обобщение.
Ответы на вопросы по тексту:
1. Как называется место, где растут фрукты? (Фруктовый сад.) Вам нравится фруктовый сад? почему?
2. Как называется дерево, на котором растут яблоки? (Яблоня.)
3. Как человек ухаживает за деревьями? (Окучивает, поливает, подкармливает.)
4. Что собирают люди осенью? (Урожай плодов.)
5. Что делают из яблок?
6. Закрепление.
а) Игра "Разложи одинаковые яблоки в 3 корзины", закрепление понятий: маленький, большой, средний.
Детям предлагается пособие: На листе ватмана нарисована яблоня. На кроне сделаны прорези (12-15 прорезей), в прорези вставлены яблоки, разные по величине (мелкие, крупные, средние). Рядом с ватманом прикреплены 3 корзины, и детям дается установка, в каждую корзину какие яблоки собирать.
Выходя к доске и выполняя действие, ребенок обязан сказать, какое яблоко он снял. Например: "Я снял большое яблоко и положу его в большую корзину".
Итог: счет яблок в корзине, согласование числительных с существительными. "У меня четыре яблока".
7. Итог.
Оценка учителя, описывающая динамику в развитии речи учащихся. Особенно активны были ..., очень интересные слова положил в рюкзак Мише..., интересные вопросы поставил ... и т.д.
Обобщающий урок
Тема: Сбор урожая: овощи, фрукты.
Цели:
  • Отработка навыков диалогической речи; умения составлять краткий описательный текст; работа над многозначностью слова "разбить".
  • Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении.
  • Воспитание эмоциональной адекватности.
Оборудование: Сюжетные картинки "Огород", "Сад", овощи, фрукты, карточки с названиями овощей, фруктов в картинках у детей.
Ход урока.
1. Организационный момент.
а) Упражнения на активизацию словаря:
Игра на внимание.
Запомни и назови предметы, которые изображены на картинках: Сначала картинки овощей (7-8 шт.) Ученик должен назвать по порядку. Затем учитель меняет местами картинки. Что изменилось?
б) Затем картинки фруктов (4 наименования) меняются местами. Что изменилось? Назовите. Подберите обобщенные понятия.
в) Упражнение в запоминании:
- Игра на память. Вызываются 2 ученика. Они составляют по 3 предложения к картинкам "Сад", "Огород", которые произносят вслух по очереди. Затем они меняются картинками и должны воспроизвести текст товарища. Класс следит за точностью ответа.
1
В саду растут яблони, груши, сливы. Осенью люди собирают урожай. Из яблок готовят яблочный сок, варенье, джем.
2
"В огороде растет картофель, свекла, лук ... Осенью люди собирают урожай овощей. Они делают заготовки на зиму"
Такое упражнение развивает объем вербальной памяти и логику удержания смыслового ряда. Игру можно повторить, но для этого надо использовать две другие картинки.
2. Повторение.
а) Обобщающая беседа "Сбор урожая".
б) Рассказ - повествование ученика у доски.
- Выбери из предложенных картинок (схем) необходимые для рассказа "Сбор урожая". Разложи их по порядку; расскажи. Задайте вопросы к рассказу.
Физминутка.
3. Актуализация имеющихся знаний учащихся
а) Работа над многозначностью слова "разбить". На доске стоят 2 карточки слов: "огород", "сад". Что значит "разбить сад", "разбить чашку", разбить врага", "разбить молотком". Составьте предложения со словом "разбить"; со словами "разбить сад".
Гимнастика для глаз.
б) Упражнение в составлении фразы по графическим опорам.
- Выбрать картинку, составить фразу по образцу. Круглый коричневый картофель, растет на огороде.
- Упражнения в составлении рассказа - описания.
- Игра "Угадай предмет" - ученику завязывают глаза и дают попробовать на ощупь, на вкус, запах ... и назвать эти признаки и сам предмет.
Описать предмет по плану:
Подумай, о чем ты будешь говорить.
Что ты увидел глазами?
Что ты почувствовал носом, руками?
Какие признаки этого предмета ты считаешь важными?
К какой группе предметов ты его отнесешь?
Как ты относишься к этому предмету?
Как другие относятся к этому предмету?
Расскажи об этом предмете с радостной интонацией.
4. Итог.
Урок-сообщение
Тема: Фрукты. Груша.
Цели:
  • Развитие словообразовательных умений на основе упражнения в образовании относительных прилагательных;
  • формирование умения согласовывать слова; составлять описание предмета.
  • Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании.
  • Воспитание эмоциональной адекватности.
Оборудование. Пособие "Яблоня с яблоками", разрезная картинка груши, карточка 1 пособие-картинка (раздаточный материал).
Ход урока.
I. Организационный момент.
а) Упражнение в запоминании и в согласовании:
"Посмотрите, запомните и правильно скажите, сколько яблок на яблоне". Используется пособие предыдущего урока и закрепляется согласование числительных с существительными среднего рода: "два яблока; три яблока ...".
б) Замени два слова: пирог из яблок - это ... (яблочный) пирог;
варенье из яблок - это ... (яблочное) варенье, повидло, джем;
компот из яблок - это ...
сок из яблок - это ...
уксус из яблок - это ...
- Назовите по памяти словосочетания, которые сейчас мы с вами образовали ...
П. Изучение нового:
а) Соединение разрезной картинки из 3-х частей и сообщение темы урока.
б) Объяснительная беседа, демонстрация натуральных образцов разного вида (зеленая, желтая, светло-коричневая...). Называние признаков, характерных для груши. Ответ поощрять карточками I.
Словарь: желтая, зеленая, по форме похожа на лампочку, сочная, сладкая; кожа гладкая, мягкая жесткая на ощупь.
в) Характеристика по схеме груши.
Учитель выставляет новую картинку и просит учеников назвать основные признаки, расставив радом с картинкой 7-8 вопросов. Ученик называет признак, вопрос убирается. Крупная, похожа на лампочку, желтая, спелая, сладкая, сочная.
III. Закрепление.
а) Сравнение груш.
Учитель выставляет на стол 3 образца груш и просит учеников найти общие признаки (форма, вкус, запах, кожа, где растет), затем различные (размер, цвет, твердость-мягкость), общие и различные признаки, спелость. Здесь важно научить учащихся выделять общие и различные признаки. Затем учитель просит ученика сравнить 2 груши по картинкам самостоятельно.
б) Рассказ учителя о том, в каком виде едят фрукты и что из них делают. "Фрукты поспевают осенью. Сад в это время очень красив. Он радует людей своей красотой плодов. В садах в это время идет уборка урожая. Аккуратно снимают люди плоды с деревьев, чтобы не побить их, т.к. битые плоды не могут долго лежать. Фрукты полезны. В них много витаминов. Все любят фрукты, потому что они сладкие, сочные. Но едят их не только в сыром виде, а также из них делают соки, джемы, варят компоты, варенье".
в) Образование относительных прилагательных.
IV. Итог.
Оценка педагога с акцентом на красоту "Фруктового сада" и эмоции человека.
Дорогие коллеги! Присылайте ваши замечательные материалы, они могут очень пригодиться как неравнодушным родителям, так и специалистам. Все полезное принимаем по почте info"собака"defectolog.ru, слово "собака" следует заменить символом.
Реклама

2004-2013, Проект Н.С. Ильиной
КАРТА САЙТА * ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Публикация материалов сайта допускается только при наличии прямой ссылки на www.defectolog.ru