/
/
Статьи
Статья
Тема: "Коррекционная работа по формированию просодической стороны речи у дошкольников со стертой формой дизартрии."
Учитель-логопед Григорьева Любовь Васильевна МДОУ "Центр развития ребенка" №135
 
Скачать статью
 
Тема: «Диагностика особенностей произношения звука « С » у детей со стёртой формой дизартрии».
Подготовила учитель-логопед Рудикова Надежда Васильевна, г. Губкин
Цель:
  • Обследовать особенности произношения звука «С» изолированно, в слогах, словах, предложениях.
  • Вызвать интерес к игровым и занимательным упражнениям, нацеленным на многократное произнесение звука «С» в различных фонетических условиях.
  • Воспитывать навык самоконтроля, чувство дружелюбия, ответственности.
Оборудование: две ёлочки; сундучок с предметами: совок, пасочка, слон, собака, лист, стакан, кастрюля, сковорода (из детского набора посуды), снеговик, маска, расчёска, солдатик); персонаж — игрушка Лиса; мяч, пластилин, краски; картинки: дорожка, ведущая в лес; лесная поляна, на которой стоит летающая тарелка и инопланетяне; речка в лесу.
Раздаточный материал: счётные палочки, картинки: продукты (салат, сыр, сало, масло, колбаса, сливы, абрикосы, ананас, сок, квас; мясо, сметана), плоскостные силуэты воздушных шариков, ручка; сюжетные картинки.
Ход обследования:
  1. Обследование возможности изолированного произнесения звука [С].
    Логопед: - Сегодня мы отправимся на прогулку, а куда, ты узнаешь, если отгадаешь загадку:
    Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Весной одевается, осенью раздевается. /Ребенок: - В лес!/
    Логопед: - Правильно. Лес далеко, добраться до него нелегко, поэтому мы не пойдем, а поедем на велосипедах. И чтобы ехать было быстро и легко, нужно подкачать шины. Бери насос. Ребенок: качает насос - С, С, С….
  2. Обследование возможности произнесения звука [С] в слогах разной структуры (8 модулей):
    Логопед: - Ну что ж, теперь можно и отправляться. А чтобы в дороге нам не было скучно, будем петь песенки. Повторяй за мной:« Са, со, су, сы, Ас, ос, ус, эс». /Ребенок пальчиком ведёт по картинке «Дорожка в лесу» и повторяет: « Са, со, су, сы, -Ас, ос, ус, эс»./
    Логопед: - Вот мы и приехали. Давай остановимся на этой чудесной полянке. Но посмотри, что мы видим? (выкладывается картинка с изображением летающей тарелки на поляне в лесу).
    Ребенок: « Летающую тарелку».
    Логопед: - И нас приветствуют инопланетяне. Хочешь поздороваться с ними на их инопланетном языке? /Ребенок: - Да ./
    Логопед: - Тогда слушай меня внимательно и повторяй: « Сва, сво, сву, свы.. Мса, мсо, мсу, мсы » (Ребёнок повторяет слоги за логопедом).
    Логопед: - Наши новые друзья приглашают нас к себе в гости. Давай поднимемся к ним на корабль. (выкладывается картинка с изображением летающей тарелки, в которую ведёт лестница). Ступай по ступенькам и повторяй за мной: «Амс, омс, умс, эмс».
    Логопед: - Молодец! Ты говорил как настоящий инопланетянин. На летающей тарелке очень интересно, но, к сожалению, им пора отправляться на свою планету. И я предлагаю тебе в знак нашей дружбы, подарить им шарики, на которых я напишу инопланетные слова: (пишет ручкой на шариках и отдаёт ребёнку с проговариванием слоговых рядов: «Аск, Оск, Уск, Эск.. Сос, Сус, Сыс Сэс. Аса, Осо, Эсэ, Усу». (Ребёнок повторяет за логопедом написанные на шариках слоги).
    Логопед: - Посмотри, а они, в знак своей благодарности, дарят нам конверт с фотографиями, которые они сделали на Земле. Но мы посмотрим их чуть позже.

    Физминутка

    Логопед: - Ну что ж, наши новые друзья отправились к себе домой. А ты хотел бы когда-нибудь полететь в космос? / Ребёнок: - Да/.
    Логопед: - Для этого ты должен быть здоровым и много тренироваться. Давай попробуем. Повторяй за мной:
    Мы шагаем, мы шагаем,
    Право, лево вспоминаем.
    На одной ноге постой-ка
    Будто ты солдатик стойкий.
    Ногу левую — к груди,
    Да смотри не упади
    А теперь постой на левой,
    Если ты солдатик смелый
    -Молодец! Когда ты вырастешь, то обязательно станешь космонавтом и полетишь в космос.
  3. Обследование возможности произнесения звука [С] в словах в разных позициях: (начало, конец, середина слова):
    а) отраженно:
    Логопед: - А пока мы можем поиграть: /бросает мяч/. - Буду я сейчас водить, слова вслух произносить. Нужно их запоминать и за мною повторять:
    «Сад, сок, сын; - Оса, бусы, песок, -Лес, нос, квас; /Ребёнок ловит мяч и повторяет слова/.
    б) Обследование возможности произнесения звука [С] самостоятельно, по картинке.
    Логопед: - Молодец! Мы устали и проголодались. Ой, а кто это там прячется за деревом?
    Ребенок: - Лиса .
    Логопед: - Давай позовем ее к себе и угостим обедом. (Ребёнок забирает из-под ёлки игрушку – Лису). - Посмотри, что мы будем кушать? (показываются изображения продуктов).
    Ребенок: - Сыр, салат, сало, колбасу, масло, сливы, абрикосы, ананас.
    Логопед: - Попьём сок или квас?
    Логопед: - А чем мы угостим лису? / Ребенок: - Мясом и сметаной /.
  4. Обследование возможности произнесения звука [С] в словах разной слоговой структуры:
    а) отражённо:
    Логопед: - Ну, что ж, мы подкрепились, отдохнули и можем отправляться дальше (выкладывается картинка с изображением речки). Но нам нужно перебраться на другой берег реки. Построй мостик из слов. /Ребёнок кладёт счётные палочки - брёвнышки в виде мостика через речку и повторяет за логопедом слова: - Сова, колесо, сок, носок, маска, пастух, самолёт, сундучок, абрикос, скамейка, свет, сказка, сковорода.
    б) по картинкам:
    Логопед: - Вот мы и на другой стороне. А что это стоит под деревом? /Ребёнок: - Сундучок./
    Логопед: - Давай посмотрим, что в нём? /Ребёнок вынимает из сундучка предметы и называет их: «Совок, пасочка, листик, стакан, снеговик, кастрюля, миска, сковорода, самолёт, солдатик./
  5. Обследование возможности произнесения звука [С] в предложении.
    Логопед: - Давай вернём сундучок обратно на место. Ты запомнил, что лежало в сундучке, вдруг мы встретим по дороге хозяина?
    Ребёнок: - В сундучке лежит совок, пасочка, листочек/.
    Логопед:- А ещё там что-нибудь было? / Ребенок: - Ещё в сундучке лежит кастрюля, сковорода, снеговик, самолёт/.
    Логопед: - Ой, а у меня в кармане до сих пор лежит конверт с фотографиями, которые Инопланетяне сделали на Земле. Давай посмотрим, что на них сфотографировано? (Достаёт конверт, в котором лежат картинки, и отдаёт его ребёнку).
    Ребёнок: - На этой фотографии собака спит в будке. А на этой - Лиса бежит по лесу. А здесь - сова спит на суку.
    Логопед:- Ну что ж, нам пора собираться домой. Очень не хочется уходить, ведь в лесу, так красиво осенью. А ты знаешь, какое время года наступит после осени?
    Ребёнок: - После осени наступит зима .
    Логопед: - Зимой часто идёт снег. Кого можно слепить из снега?
    Ребёнок: - Из снега можно слепить снеговика .
    Логопед: - Но сейчас на улице ещё нет снега. Можно ещё из чего-то сделать снеговика?
    Ребёнок: - Снеговика можно слепить из пластилина, нарисовать красками .
    Логопед: - Правильно, поэтому я дарю тебе пластилин и краски, чтобы ты мог повстречаться со снеговиком, не дожидаясь наступления зимы.
Список используемой литературы:
1. Архипова Е. Ф. Стёртая дизартрия у детей. — М: ACT: Астрель: Хранитель 2006 г.
2. Поваляева М.А. Справочник логопеда. «Феникс» Ростов-на-Дону 2001г.
 
2004-2024, Проект Н.С. ИльинойКАРТА САЙТА
Публикация материалов сайта допускается только при наличии прямой ссылки на www.defectolog.ru