/
/
Статьи
Статья
Включение детей раннего возраста в практическую деятельность в условиях дома ребенка
Ненашева Ю.С., учитель-дефектолог (педагог-Монтессори), Солдатенкова М.Ю., учитель дефектолог ГБУЗ АО «Специализированный дом ребенка для детей с поражением центральной нервной систем и нарушением психики»
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребенка. В этот возрастной период ребенок впитывает все воспринятое как губка, без оценки и, не затрачивая на это усилий. Благодаря этому ему удается за короткий срок построить всю картину мира, получив при этом такой объем знаний, на освоение которого у взрослых ушли бы многие годы [2].
Возрастной задачей ребенка до 3 лет является осознание себя отдельной личностью: ребенок начинает идентифицировать себя, уменьшается его зависимость от взрослого. Он осваивает манеры поведения, обиходную речь, ярко проявляет свой характер. Его поведение корректируется средой общения. Ребенок «примеряет» на себя различные роли. Происходит интенсивное впитывание культуры [5].
Для решения этой возрастной задачи ребенок имеет предусмотренные природой огромные внутренние силы и механизмы развития. В первую очередь это особая форма сознания «впитывающий разум» и сенситивные периоды восприятия мира. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и другое. Задача взрослого - создание условий для успешного раскрытия заложенных в ребенке способностей и возможностей [3]. Средством решения данной задачи является практическая деятельность.
Именно через практическое действие с предметами в процессе игры с реалистическими игрушками, имеющими сходство с людьми, животными, предметами быта и орудиями труда ребенок воспроизводит действия взрослых: укладывает игрушки спать, купает или кормит кукол, готовит им еду и моет посуду, стирает и гладит одежду, делает постройки из кубиков, ездит на автомобиле.
Практическая деятельность вносит особый вклад в развитие ребенка раннего возраста. Она является одним из важных средств познания окружающего социального и предметного мира. В процессе игры ребенок осваивает общественную функцию предметов и смысл деятельности взрослых, учится оценивать результат.
Поэтапность формирования практической деятельности заключается в том, что сначала создаются условия для подражания отдельным игровым действиям взрослого в совместной с ним игре, зарождение интереса к игре (1). Затем ребенка побуждают к осуществлению самостоятельных попыток воспроизведения действий взрослых (2).
Постепенно в практической деятельности ребенка выстраивается цепочка логически вытекающих друг из друга действий. Взрослый стремится усилить игровую мотивацию, расширяя диапазон используемых игрушек и сюжетов в игре, усложняя структуру игровых действий (3). Именно в практической деятельности развивается объясняющая и планирующая функции речи (4).
Завершающим этапом развития практической деятельности является появление элементов ролевого поведения в игре, в которой развиваются наглядно-образное мышление, воображение, речь, произвольность (5).
Данные этапы развития практической деятельности характерны для детей раннего возраста, но временной диапазон их прохождения зависит от потенциальных способностей ребенка.
Дети-сироты и дети, лишенные попечения родителей, воспитывающиеся в «Специализированном доме ребенка» как правило, имеют низкие показатели физического и психомоторного развития [1]. Данный факт оказывает влияние на выбор стратегии, и методов и приемов психолого-педагогической реабилитации.
Нами разработан цикл занятий по развитию практической деятельности, включающий в себя: упражнения с водой, с сыпучими материалами, с куклой, с одеждой, с посудой, в уголке природы, в цветнике, на огороде. Данный упражнения проводятся в специально организованных зонах: зона сыпучих материалов, зона для работы с водой, кукольный и уголок природы.
В нашем учреждении дети получают опыт и навык социального общения, наблюдение за действиями других, понимание общих правил. Воспитанники радуют взрослых своими успехами в социальном развитии и в познании окружающей среды.
Практическая игровая деятельность обладает выраженным психотерапевтическим эффектом, поскольку через игровые действия ребенок может неосознанно и непроизвольно высвободить накопившиеся негативные переживания.
Литература:
  1. Измайлова, Н.Н. Медико-социальная характеристика раннего сиротства / Н.Н.Иэмайлова, ТЛ.Гасиловская// Казанский медицинский журнал.  2002  №3.  С.222;
  2. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. – М.: «Карапуз», 2000. – 272 с, ил.;
  3. Примерная основная программа «Детский сад по системе Монтессори // Монтессори клуб/ сост. О.Борисова, В.Михайлова, Е.Хилтунен. 2013г. №4 (39). С.12-14.;
  4. Климанова Л.Ю. Вместе с мамой. Программа занятий для группы детей в возрасте о 8-ми месяцев до 3х лет, работающей с использованием Монтессори метода. М. 2000.; 
  5. Хрестоматия по возрастной психологии/ Сост. Л.М.Семенюк/ Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Институт Практической психологии. – 1996. – 304 с.
 
2004-2024, Проект Н.С. ИльинойКАРТА САЙТА
Публикация материалов сайта допускается только при наличии прямой ссылки на www.defectolog.ru