Эмпатия и ее формирование в онтогенезе
Прислала Галина Смагина
Теоретический анализ и экспериментальное исследование показали, что изучение эмпатии, ее структуры и функции, ее генезиса необходимо для проникновения в природу взаимоотношении между людьми, для познания закономерностей становления различных видов общения и развития.
Эмпатия - способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания (когда человек "почувствуется"). Это вчувствование в состояние партнера, в скрытый смысл сказанного им, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы.
Термин "эмпатия" пришел в научную психологию в начале ХХ в из философии - так Э. Титченер перевел немецкое слово "Einfuhlung" - "вчувствоваться в+".
Эмпатия - это одна из определяющих характеристик личности во взаимодействии с окружающим миром, выражающаяся в способности к последовательному проявлению понимания внутреннего мира человека в речи или в действии в целях прогнозирования и адекватного воздействия на его поведение.
В эмпатическом процессе выделяют побудительную, познавательную и деятельностную функции. В структуру эмпатии входят эмоциональный, когнитивный и конгруэнтный компоненты, определяющие уровни сформированности эмпатии: соответственно уровни сочувствия, отзывчивости и конгруэнтной эмпатии.
Происхождение эмпатии во многом остается загадочным. А. Адлер полагает, что она объясняется существованием врожденного чувства общности. По его мнению, это космическое чувство, отражающее связь людей со всем мирозданием, которое воп лощено в каждом из нас; это неотъемлемая черта принадлежности к человеческому роду.
Более реальны представления об эмпатии биологов и этологов, видящих прояв ление эмпатии в альтруистическом поведении животных. Простейшая реакция тако го типа эмпатический дистресс, который представляет собой непроизвольное реа гирование на болезненные эмоциональные состояния другого. Рудиментарные его формы (например, когда малыш слышит плач другого ребенка, тоже начинает пла кать) являются, очевидно, врожденными. Позже к ним присоединяется опыт: зная, что такое боль, ребенок может сочувствовать другому. Элементарная параллельная эмоциональная реакция постепенно превращается в относительно осознанную, ко торую М. Хоффман (Hoffman, 1978) назвал симпатическим дистрессом (от слова "симпатия"). Он выделил три стадии формирования эмпатической способности у детей.
На первой стадии (около одного года) ребенок хотя и осознает других людей как отдельные физические сущности, но еще не осознает их психической автономии. Поэтому переживания другого тождественны его собственным, и, например, годова лый ребенок зовет на помощь плачущему сверстнику свою мать, хотя мать другого малыша находится тут же, а полуторагодовалый ребенок, чтобы утешить печального взрослого, предлагает ему свою любимую игрушку.
На второй стадии (с двух-трех лет) ребенок уже начинает сознавать, что другие люди имеют свои эмоциональные состояния, независящие от его собственных. Это способствует дифференциации его эмоциональных реакций, однако проявление им сочувствия кратковременно и привязано к данному моменту и ситуации.
И лишь на третьей стадии (между шестью и девятью годами) его эмоциональные реакции носят характер симпатического дистресса.
В работах Лисиной М.И., Рузской А.Г., Адеевой Н.Н., Ветровой В.В. и других описана возрастная динамика развития чувствительности к воздействиям партнера:
До двух лет дети не слышат сверстника;
В 2 - 4 года для ни характерно игнорирование обращений товарища - дети их слышат, но не слушают;
После пяти лет появляется и в дальнейшем развивается , усиливается скорость реакции дошкольника на сверстников, увеличивается ее сила и адекватность.
До двух лет дети не слышат сверстника;
В 2 - 4 года для ни характерно игнорирование обращений товарища - дети их слышат, но не слушают;
После пяти лет появляется и в дальнейшем развивается , усиливается скорость реакции дошкольника на сверстников, увеличивается ее сила и адекватность.
Л. Мерфи (Murphy, 1937) показано, что проявление эмпатии детьми зависит от степени близости с объектом (чужой или близкий человек), частоты общения с ним (знакомый ребенок или незнакомый), ин тенсивности стимула, вызывающего эмпатию (боль, слезы), предыдущего опыта эм патии. Развитие эмпатии у ребенка связано с возрастным изменением у него темпе рамента, эмоциональной возбудимости, а также с влиянием тех социальных групп, в которых он воспитывается.
Важную роль в формировании и развитии эмпатии играет эмоция печали. Плач ребенка вызывает у матери чувство сострадания, побуждает обратить на ребенка вни мание, успокоить его. Точно так же воспоминание о печальном событии, произошед шем с близким человеком, вызывает жалость и сострадание к этому человеку, жела ние помочь ему (Moor et al.. 1984).
Как показали А. А. Бодалев и Т. Р. Каштанова (1975), широкий круг общения со сверстниками положительно влияет на способность к сопереживанию.
По данным Е. Стотлэнда (Stotland, 1971), эмпатийность зависит от порядка рож дения ребенка и от количества детей в семье. Первые и единственные дети в семье более склонны к эмпатии, если люди как объекты эмпатии отличаются от них, если они зависят от них, не соревнуются с ними, обладают более высоким или более низким статусом. Чем больше выражен у этих детей мотив личного успеха, тем меньше вы ражена у них эмпатийность. Позднорожденные переживают за людей, если они похожи, обладают равным ними статусом, если отношения с объектом эмпатии у них взаимны и равнозависимы. В ситуации соревнования позднорожденные проявляют большую эмпа тию по сравнению с первыми и единственными.
Мешает формированию и проявлению эмпатии такое свойство личности, как ее эгоцентризм, а также испытываемый человеком психологический дискомфорт (тревожность, агрессивность, депрессия, невротизация). Играют роль и установки, препятствующие эмпатии: избегать лишних контактов, считать неуместным проявлять любопытство к другой личности, спокойно относиться к переживаниям и проблемам других людей.
Однако даже при высоком уровне развития эмпатии человек не всегда к ней прибегает. Факторы, от которых зависит проявление эмпатийности:
- Умение слышать партнера, отмечая, что и как сказано.
- Наличие положительных установок в общении собеседника.
- Развитие внимания, памяти, особенностей воображения.
По мнению определенного круга ученых, существуют половые особенности эмпатийности. По некоторым данным, женщи ны более склонны к эмпатии, чем мужчины (Sidman, 1969). Однако Т. П. Гаврилова (1977) показала, что две формы эмпатичного поведения сопереживание и сочув ствие по-разному проявляются у детей разного возраста и пола. Сопереживание бо лее характерно для младших школьников, а сочувствие для подростков (рис. 14.4). Сопереживание взрослым и животным чаше наблюдалось у мальчиков, а сочув-ствие у девочек. По отношению же к сверстникам все оказалось наоборот: сопере живание чаще выражалось девочками, а сочувствие мальчиками. В целом же и те и другие чаще сочувствовали, чем сопереживали.
Таким образом, общим у всех авторов является постепенное, поэтапное формирование эмпатийности, и чем ребенок старше, тем больше зависит её проявление от социальной среды, в которой ребенок воспитывается.
Литература.
- Липпс Т. Руководство по психологии, СПб, 1997.
- Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. - Казань, 1991
- Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии/ Вопросы психологии, 1975, 2
- Бодалев А.А Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1982
- Гиппенрейтер Ю.Б., Карягина Т.Д., Козлова Е.Г Феномен конгруэнтной эмпатии / Вопросы психологии. - 1993. - 4