Преемственность в развитии фонематического слуха у детей первого класса
Прислала Приходько Т.Ю. Учитель-логопед МОУ СОШ N 109 г. Уфы высшей категории
В педагогической литературе и практике общепринято отношение к преемственности и перспективности как к главным условиям реализации принципа систематичности учебно-воспитательного процесса. Объединяющая задача обучения детей в начальных классах - развитие речи. Первыми шагами в решении этой задачи должно стать обучение целенаправленному слушанию - формирование фонематического слуха.
Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова (Фонематический слух близок по значению с фонематическим восприятием). Фонематическое восприятие - специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.
Исследованиями Н.А. Никашиной, А.К. Марковой, Г.И. Жаренковой, Л.Ф. Спировой, Г.А. Каше и др., было подтверждено предположение, сделанное в 40-х годах 20 века отечественными учёными Р.Е Левиной и Р.М. Боскис. Они утверждали, что в преобладающем большинстве случаев причиной дисграфии и дислексии является несовершенство фонематического восприятия и как следствие - несформированность навыков звукового анализа и синтеза.
Звуковой анализ в отличие от фонематического восприятия требует специального обучения. Фонематическое восприятие - первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, который формируется в период от года до 4-х, звуковой анализ - вторая ступень (после 4-х). И, наконец, фонематическое восприятие - способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ - способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.
В первый год своей школьной жизни ребёнок учится собственно письму и чтению, их наиболее общим и элементарным основам. Письмо и чтение служат "базовыми" навыками, т.е. навыками, на которых практически строится все дальнейшее обучение, следовательно, ребенок, не освоивший эти навыки вовремя и качественно, непременно будет отставать в учебе, и не только по предмету "русский язык". От того, насколько ребенок овладеет чтением и письмом, зависит успешность его дальнейшего обучения в школе, так как именно нарушения чтения и письма обычно становятся главными причинами неуспеваемости младших школьников.
Успешное овладение чтением и письмом невозможно без сравнительно высокого уровня устной речи, развития слухоречевой памяти, сформированных предпосылок к овладению звуковым анализом, развития ряда неречевых функций (зрительного и пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, общей и мелкой моторики), наглядно-образного мышления, логического мышления, а также определенного уровня общего (деятельностного, личностного) развития ребенка.
Для того чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития детей, оно должно быть диагностическим, основанным на знании уровня готовности к обучению каждого будущего школьника. Педагогу очень важно выявить у первоклассника сформированность предпосылок к овладению грамотой.
Для этого выясним, какие задачи решает ребёнок в процессе письма под диктовку или самодиктовку. В процессе подготовки и во время письма под диктовку ученик выполняет такие отдельные, самостоятельно осознаваемые действия, как: восприятие на слух слова, предложения, понимание их значения, анализ фонетический (звуко-слоговой) состава слова, соотносение звуков с их графическими знаками, определение их последовательности в слове и порядка слов в предложении, определение и применение способов написания и соединения. Как видим, в процессе этой деятельности включаются и зрительные ориентиры и пространственные, и фонематический слух.
В овладении письмом полностью прослеживается теория поэтапного формирования умственных действий (по П.Я.Гальперину).
- Ребенок услышал или увидел, следовательно, опознан слово, состоящее из звуков.
- Проговорил его вслух.
- Далее проговорил его шепотом и начал писать, останавливаясь после каждой написанной буквы.
- Ребенок перестает шевелить губам и записывает слово, не проговаривая его.
Внешняя речь переходит во внутреннюю, происходит процесс интериоризации.
При обучении как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности.
Перед началом письма ребёнку необходимо произвести анализ слова, однако уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое.
Прочитать слово - значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, "живое" слово.
Необходимо отметить, что полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов.
Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребёнок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность звуков его составляющих.
В свою очередь, звуко слоговой анализ и синтез у ребёнка с нарушением речи невозможен без тонких акустико артикуляционных дифференцировок и создания устойчивых фонематических представлений о звуках родного языка.
Другими словами: звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии, а, следовательно, развитый фонематический слух является необходимой предпосылкой для успешного овладения ребенком чтением, письмом и в целом служит непременным условием обучения грамоте. Эльконин Д.Б. писал: "От того, как ребенку будет открыта звуковая деятельность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка - грамматики и связанной с ней орфографии".
В процессе обучения нужно будет обязательно учитывать различные уровни готовности учеников к систематическому овладению письменной речью. Не обеспечив детей с низким уровнем готовности к овладению программным материалом, необходимым для успешного школьного старта условиями, главное из которых - создание для них специальной системы заданий, педагог неминуемо обрекает этих детей на дальнейшую школьную неуспеваемость. Поэтому ранняя диагностика сформированности фонематического слуха является необходимой для своевременного устранения возможных его дефектов, а также дальнейшего его развития и совершенствования.
Итак, основные направления работы логопеда, направленной по формированию фонематического слуха первоклассников:
- Диагностика уровня развития фонематического слуха.
- Развитие, совершенствование фонематического слуха с учетом результатов проведённой диагностики (личностно-ориентированный подход).
- Развитие навыков звукового анализа и синтеза.