/
/
Статьи
Статья
Преемственность в развитии фонематического слуха у детей первого класса
Прислала Приходько Т.Ю. Учитель-логопед МОУ СОШ N 109 г. Уфы высшей категории
В педагогической литературе и практике общепринято отношение к преемственности и перспективности как к главным условиям реализации принципа систематичности учебно-воспитательного процесса. Объединяющая задача обучения детей в начальных классах - развитие речи. Первыми шагами в решении этой задачи должно стать обучение целенаправленному слушанию - формирование фонематического слуха.
Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова (Фонематический слух близок по значению с фонематическим восприятием). Фонематическое восприятие - специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.
Исследованиями Н.А. Никашиной, А.К. Марковой, Г.И. Жаренковой, Л.Ф. Спировой, Г.А. Каше и др., было подтверждено предположение, сделанное в 40-х годах 20 века отечественными учёными Р.Е Левиной и Р.М. Боскис. Они утверждали, что в преобладающем большинстве случаев причиной дисграфии и дислексии является несовершенство фонематического восприятия и как следствие - несформированность навыков звукового анализа и синтеза.
Звуковой анализ в отличие от фонематического восприятия требует специального обучения. Фонематическое восприятие - первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, который формируется в период от года до 4-х, звуковой анализ - вторая ступень (после 4-х). И, наконец, фонематическое восприятие - способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ - способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.
В первый год своей школьной жизни ребёнок учится собственно письму и чтению, их наиболее общим и элементарным основам. Письмо и чтение служат "базовыми" навыками, т.е. навыками, на которых практически строится все дальнейшее обучение, следовательно, ребенок, не освоивший эти навыки вовремя и качественно, непременно будет отставать в учебе, и не только по предмету "русский язык". От того, насколько ребенок овладеет чтением и письмом, зависит успешность его дальнейшего обучения в школе, так как именно нарушения чтения и письма обычно становятся главными причинами неуспеваемости младших школьников.
Успешное овладение чтением и письмом невозможно без сравнительно высокого уровня устной речи, развития слухоречевой памяти, сформированных предпосылок к овладению звуковым анализом, развития ряда неречевых функций (зрительного и пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, общей и мелкой моторики), наглядно-образного мышления, логического мышления, а также определенного уровня общего (деятельностного, личностного) развития ребенка.
Для того чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития детей, оно должно быть диагностическим, основанным на знании уровня готовности к обучению каждого будущего школьника. Педагогу очень важно выявить у первоклассника сформированность предпосылок к овладению грамотой.
Для этого выясним, какие задачи решает ребёнок в процессе письма под диктовку или самодиктовку. В процессе подготовки и во время письма под диктовку ученик выполняет такие отдельные, самостоятельно осознаваемые действия, как: восприятие на слух слова, предложения, понимание их значения, анализ фонетический (звуко-слоговой) состава слова, соотносение звуков с их графическими знаками, определение их последовательности в слове и порядка слов в предложении, определение и применение способов написания и соединения. Как видим, в процессе этой деятельности включаются и зрительные ориентиры и пространственные, и фонематический слух.
В овладении письмом полностью прослеживается теория поэтапного формирования умственных действий (по П.Я.Гальперину).
  1. Ребенок услышал или увидел, следовательно, опознан слово, состоящее из звуков.
  2. Проговорил его вслух.
  3. Далее проговорил его шепотом и начал писать, останавливаясь после каждой написанной буквы.
  4. Ребенок перестает шевелить губам и записывает слово, не проговаривая его.
Внешняя речь переходит во внутреннюю, происходит процесс интериоризации.
При обучении как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности.
Перед началом письма ребёнку необходимо произвести анализ слова, однако уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое.
Прочитать слово - значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, "живое" слово.
Необходимо отметить, что полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов.
Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребёнок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность звуков его составляющих.
В свою очередь, звуко слоговой анализ и синтез у ребёнка с нарушением речи невозможен без тонких акустико артикуляционных дифференцировок и создания устойчивых фонематических представлений о звуках родного языка.
Другими словами: звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии, а, следовательно, развитый фонематический слух является необходимой предпосылкой для успешного овладения ребенком чтением, письмом и в целом служит непременным условием обучения грамоте. Эльконин Д.Б. писал: "От того, как ребенку будет открыта звуковая деятельность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка - грамматики и связанной с ней орфографии".
В процессе обучения нужно будет обязательно учитывать различные уровни готовности учеников к систематическому овладению письменной речью. Не обеспечив детей с низким уровнем готовности к овладению программным материалом, необходимым для успешного школьного старта условиями, главное из которых - создание для них специальной системы заданий, педагог неминуемо обрекает этих детей на дальнейшую школьную неуспеваемость. Поэтому ранняя диагностика сформированности фонематического слуха является необходимой для своевременного устранения возможных его дефектов, а также дальнейшего его развития и совершенствования.
Итак, основные направления работы логопеда, направленной по формированию фонематического слуха первоклассников:
  1. Диагностика уровня развития фонематического слуха.
  2. Развитие, совершенствование фонематического слуха с учетом результатов проведённой диагностики (личностно-ориентированный подход).
  3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.
 
2004-2024, Проект Н.С. ИльинойКАРТА САЙТА
Публикация материалов сайта допускается только при наличии прямой ссылки на www.defectolog.ru