/
/
Темы
2322-02-2009 12:37
112-02-2009 22:26
1227-04-2008 21:35
816-11-2007 18:21
413-03-2007 19:47
503-10-2005 12:19
Здравствуйте, я работаю гувернанткой. Сопровождаю детей из школы и помогаю делать домашние задания. Занимаюсь этим уже более 10-ти лет. И вот очём хочу спросить. У всех детей, испытывающих трудности в обучении, по-моему есть одна общая особенность. Когда я объясняю не усвоенный в школе материал, ребёнок вроде всё понимает,делает новое задание сначала с моей помощью, потом аналогичные уже самостоятельно. Расходимся, довольные друг другом. А уже назавтра не помнит НИЧЕГО! Можно даже попросить сделать то же самое задание, что и вчера, и ребёнок даже не вспомнит, что уже делал это. Опять объясняю. Опять малыш всё понимает (то есть с умственным развитием у него вроде всё в порядке). А на другой день всё повторяется сначала. И так изо дня в день, из месяца в месяц. Наконец, запомнил - ура! Но стоит не возвращаться к этому материалу некоторое время - и опять всё забыто. Расскажите,пожалуйста, о причинах этого явления. Существуют ли какие - либо методы помощи и в какой литературе можно об этом подробнее почитать? Думаю, мой вопрос актуален для многих родителей.
Автор:
Oльга
 
Добавлено:
29-01-2008 22:48
Здравствуйте, Ольга! Конечно, дети делают это не назло. У них может быть нарушено внимание, память, мотивация, а также умственные способности. Возможно, кто-то психологически не готов к школьному обучению. Многим из них легче усвоить материал, если он представлен в наглядном плане. Или же обыгрывайте, приводите аналогии, т.к. эмоционально насыщенный материал запоминается лучше. Таким детям могут быть необходимы дополнительные развивающие занятия с психологом или дефектологом.

--
Наталья Ильина, логопед-дефектолог
Автор:
Гость
 
Добавлено:
04-02-2008 14:20
может быть все таки дело в школьном материале, что дети не достаточно созрели для него
сын коллеги по работе заслужил персональную стипендию за научную работу по математике (аспирант), я у нее поинтересовалась, почему он такой умный
она рассказала, что ей самой была очень интересна математика со школы, с детьми она учила все уроки вместе до 9 класса, до 11 класса только математические предметы, она дома по новой объясняла пройденные темы в школе, проверяла, как учитель (не для галочки) усвоенным материал, она выяснила, что для некоторых тем ребенок должен психологически созреть, он вроде бы все понял, но в силу своей детскости (учебники составляют отнюдь не дети), он понимает не так как должен был понять, она просила пересказать тему своим языком, решить задания не из учебника (взрослый легко может выдумать контрольные задания сам), ребенок должен объяснить вам почему должен быть такой результат (если надо доказать)
материал который пройден в таком виде останется в памяти на всегда, его просто нужно пережить, понять причины его нужности, понять его процесс получения, понять результат, уметь объяснить другому выученное на уровне учителя, который может учить не знающих
пример: нужно выучит правила русского языка (механически они мне давались легко, я хорошо учила стихи на память, т.е. учила текст прави, но вот применять я их до сих пор не умею), нужно не только, что бы ребенок запомнил текст "правил", нужно, что бы он в устной (а не только в письменно) речи мог легко их увидеть

--
Альгиз
Автор:
Гость
 
Добавлено:
13-02-2008 17:58
У каждого человека есть определенные склонности - у одних к математике, у других - к гуманитарным наукам. Мне легко дается русский язык (правила не учу, но пишу грамотно), зато математика и физика вспоминаются как страшный сон :)

--
Наталья Ильина, логопед-дефектолог
Автор:
Гость
 
Добавлено:
13-02-2008 19:09
Здравствуйте, Ольга. Я тоже занимаюсь с отстающими детьми, порой помогаю им в выполнении домашних заданий. Описанная Вами проблема мне знакома. Подхожу к её устранению с точки зрения дефектолога - анализирую первоистоки, так сказать. В 100% случаев оказывается, что причина трудностей усвоения материалла, его осознания и постоянного активного его использования состоит в отсутствии необходимой базы для знаний. И ещё, как ни печально, школьные знания у детей не связываются со знаниями, полученными до школы (если они конечно были получены), да и взаимосвязь школьных знаний друг с другом не устанавливается: математика отдельно, русский язык отдельно и т.д. Чтоб было более наглядно, приведу несколько примеров из частной практики.
Мальчик 3 класс не умеет решать задачи. Причина - непонимание терминов "больше-меньше", "раньше - позже" и т.д., недоразвитие временных и пространственных представлений. При более глубоком изучении выявляются аналогичные проблемы в, казавшихся родителям благополучных, русском и чтении. Работа: параллельно с обучением решению задач, коррекция указанным выше проблем.
Обращается девочка 10 класса с просьбой поставить звуки Ш (при этом звук Ж в речи присутствует). Мои объяснения, почему звуки называются глухими и звонкими, приводят девочку в состояние лёгкого шока. Ответ её примерно такой: "Так вот почему он "глухой"! Всё так просто! А я очень долго учила этот материал". Это отличница!!!
Другой пример. Девочка 4 класс впадает в панику при виде задач- плачет горючими слезами. Интеллектуально сохранна, остальные предметы 4-5. Учу сравнивать задачи друг с другом, показываю, что они все одинаковые и решаются аналогично. Заводим отдельную тетрадочку, в которую записывает разнотипные задачи, их графическую запись и решения - это справочник (на первое время). Результат: через три месяца - твёрдая 3, к концу года - 5 за контрольную.
Мальчик 4 класс. Нарушений чтения и письма нет. Правила учит, но по русскому 2-3, в тетради - "грязь". Причина: правила зазубриваются, но не осознаются, не связываются друг с другом. Пр.:Глухой звук проверяется гласным. А какой звук глухой? почему он глухой? какой звук гласный? почему гласный? как изменить, а не заменить слово? и т.д.
И ещё. Мальчик 10 класс. Проблемы во всём. Новый материал вызывает ступор до тех пор, пока не покажу, что аналогичное проходили на другом предмете (история связана с литературой, обществознанием; при написании сочинений действуют те же правила, которые проходятся в предмете русский язык и т.п.). Учу собирать информацию их разных источников (словари, энциклопедия, интернет, худ. литература), а параллельно и пользоваться этими источниками.
Из собственных ощущений. В студенческие времена, помню был семестр, во время которого изучали предметы, близость друг к другу которых стала более явная при подготовке к экзаменам - аналогичные вопросы в билетах, близкие темы. Понятно, что и уровень оценок у студентов был выше.
Поэтому, Ольга, попробуйте разобраться, почему ребёнок не понимает и не запоминает тот или иной материал, "зрите в корень". Постарайтесь восполнить пробелы в знаниях. Научите устанавливать межпредметные связи - это могут не все дети. Чем меньше способностей в их установлении, тем больше трудностей в школе.

--
Елена Евгеньевна, учитель-дефектолог
Автор:
Гость
 
Добавлено:
16-04-2008 12:59
"Пр.:Глухой звук проверяется гласным. А какой звук глухой? почему он глухой? какой звук гласный? почему гласный? как изменить, а не заменить слово? и т.д."

для меня это все, до сих пор темный лес, на автомате скорей всего не получится сделать

"Научите устанавливать межпредметные связи - это могут не все дети."

и большинство взрослых тоже, они когда то тоже были детьми...

--
Альгиз
Автор:
Гость
 
Добавлено:
23-04-2008 18:09
В этом и состоит талант педагога, чтобы уметь все объяснять.

--
Наталья Ильина, логопед-дефектолог
Автор:
Гость
 
Добавлено:
23-04-2008 18:14
Спасибо за ответы, друзья! Альгиз, "механическое заучивание" на самом деле очень серьёзная проблема. Ведь в запоминании материалла работают различные виды памяти, взаимодополняющие друг друга. А такие виды запоминания, как механическое и осознанное отличаются друг от друга ещё и качеством (первый менее качественен, чем второй). Осознанному запоминанию отстающий детей необходимо учить. Почему же чаще пользуются именно "механической зубрёжкой"?
Часто, сталкиваюсь в своей работе с таким моментом: дети просто боятся спрашивать, задавать вопросы учителю. Из-за этого тоже возникает множество проблем с усвоением учебного материала. Интересен тот факт, что некоторые дети и сформулировать вопрос не могут.
Например: "Ты знаешь, чем отличается остров от полуострова? - Нет - Спроси у меня. - Я не знаю, чем они отличаются. - Ну так спроси у меня - ....????.... (ребёнок не может вопрос построить, не улавливает разницу между вопросом и констатацией факта, что он чего-то не знает и не понимает).
Почему это возникает? Мне пока не понятно. Но факт говорит о том, что очень часто это приводит именно к механическому, а не осознанному запоминанию, а это, в свою очередь, к ряду трудностей при усвоении знаний и, как результат, к плохим оценкам.
Удостоверьтесь в этом, дав ребёночку прочитать просебя незнакомый текст и попросив подчеркнуть незнакомые ему слова. Что же вы увидете? 1-2 слова, а чаще ниодного выделенно не будет. Им всё понятно. Тут же проверьте: найдите в тексте сложное, редко встречающееся слово, которое заведомо ребёнку незнакомо. Спросите у него о значении этого слова. Ответа скорее всего не получите. А как же они тогда стихи учат? МЕХАНИЧЕСКИ, "на автомате".
Это прибавляет работы дефектологам, да и всем тем педагогам, которые "вытягивают" неуспевающих детей. В своей работе я уделяю немало времени тому, чтобы научить ребёнка задавать вопросы, если что-то непонятно или встретилось незнакомое слово, а главное НЕ БОЯТЬСЯ задавать вопросы учителю.
Всегда говорю своим ученикам: "Неумный не тот человек, который что-то не знает, а тот, который не хочет знать".
Автор:
Гость
 
Добавлено:
24-04-2008 15:17
Предыдущее сообщение от Елены Евгеньевны, учителя - дефектолога
Автор:
Гость
 
Добавлено:
24-04-2008 15:20
Для того, чтобы побуждать ребенка к механической зубрежке, требуется минимум усилий педагога. Не нужно включаться, рассуждать, фантазировать - ведь с годами работа становится все более рутинной, происходит эмоциональное выгорание. Кроме того, у любого нормального человека есть потребность в вознаграждаемости его труда. Думаю, продолжать не обязательно, мысль ясна.
Дети боятся спрашивать, потому что, скорее всего, имели неудачный опыт подобного спрашивания. "Отстань, мне некогда; ты что, разве не знаешь таких простых вещей" - достаточно несколько раз услышать это, и любознательность ребенка угасает. Он начинает верить в то, что спрашивать - стыдно.
Кроме того, огромное количество родителей (да и педагогов) настолько директивны, что их дети не догадываются о том, что есть такие вещи, как инициатива, собственное мнение, осознание своих желаний. Такие дети делают только то, что им скажут, они не привыкли сами думать.

--
Наталья Ильина, логопед-дефектолог
Автор:
Гость
 
Добавлено:
24-04-2008 20:35
Согласна с Вами, Наталья. Для зубрёжки действительнро фантазия не нужна. Часто эту ситуацию родители (педагоги) объясняют плохой памятью ребёнка. Я уверена в том, что то, что хорошо преподал учитель, интеллектуально сохранному ребёнку нет необходимости учить - всё само собой в памяти удерживается.
Можно конечно развивать память - есть ряд упражнений, но они не всегда эффективны (нужна тщательная диагностика), требует дополнительной нагрузки на ребёнка, а главное - времени. А учить-то надо здесь и сейчас. Выход: научить ребёнка технике запоминания различной информации (исторических дат, таблицы умножения, стихотворений, текста и т.д.). Такие техники включают различные виды памяти, применимы и при подготовке домашних заданий.
Так, например, на занятиях с одним из моих учеников с помощью пиктограмм мы за 30-40мин заучивали стихотворение из 30-35 строк. Этот процесс очень нравился ребёнку и не утомял его. По ходу проводилась словарная работа и уточнение произношения слов ("проглатывались" окончания слов - мы включали окончания в пиктограммы).
Однажды стояла на замене учителя в классе КРО. Применяя этот же метод, мы так проработали содержание одного из произведений на уроке чтения, что дети без проблем ориентировались в тексте, без напряжения отвечали на вопросы по тексту и пересказывали его.
Наталья, какие техники запоминания материалла используете Вы в своей работе?
Безусловно, такие методы требуют времени и усилий со стороны взрослого. А тут, Наталья, как Вы правильно заметили, не все хотят стараться. Но это уж от мотивации самого взрослого зависит. Все хотят умненького ребёночка (ученика) "без проблем", и так, чтоб ещё и не надо было что-либо для этого делать. Получается, что дети - заложники активности взрослых. Родители часто жалуются на проблемы детей в школе, обвиняя в этом учителей, их непрофессионализм. В ответ я спрашиваю их: "А что вы сделали, чтобы этого не случилось?" Не хотите проблем - работайте, развивайте ребёнка не перед школой, а с самого раждения...

Елена Евгеньевна, учитель-дефектолог
Автор:
Елена Евгеньевна
 
Добавлено:
27-04-2008 19:45
К сожалению, некоторые родители полагаются именно на учителей, а в результате может так получиться, что у ребенка нет взаимопонимания ни с учителем, ни с родителями.
Я люблю учить детей ассоциативному запоминанию (сама именно так запоминаю какие-нибудь цифры - номера телефонов, даты). Кроме того, если сложное задание преподнести более утрированно, в деталях, то дети тоже лучше запоминают информацию. Конечно, для этого требуется больше времени, а учителей подстегивает школьная программа.

--
Наталья Ильина, логопед-дефектолог
Автор:
Гость
 
Добавлено:
27-04-2008 21:35
Реклама
2004-2020, Проект Н.С. ИльинойКАРТА САЙТА
HotLog
Публикация материалов сайта допускается только при наличии прямой ссылки на www.defectolog.ru