Кубики Зайцева в обучении "особых" деток
Наталия Пятибратова (Ахмылова), логопед-дефектолог
"Кубики Зайцева" - адекватная образовательная технология, особенно для ребят с нарушениями развития - задержкой психического развития (ЗПР), нарушениями речи, для гиперактивных деток. Мало того, что по "Кубикам" малыши учатся читать даже быстрее своих сверстников, так еще и само обучение проходит радостно, насыщенно, с "беготней".
Учитываются физиологические потребности деток - они учатся читать, не портя зрение и осанку. Можно принимать любую позу на занятии: хоть на корточках сиди, хоть на 1 ножке прыгай. Ребята с гиперактивностью чувствуют себя свободно, они могут и побегать, и покричать, угадывая слова, написанные на складовых картинках. Сами кубики вообще очень "детский" материал: красивый, звучащий и функциональный.
Качество обучения высокое: уже в 5 лет ребята с ЗПР будто сами, без принуждения, узнают, что такое ударение, заглавная буква, точка, а правила жи-ши, ча-ща, чу-щу вообще не подвергаются сомнениям. Многие дети с ЗПР гиперактивны, невнимательны, с трудом усваивают понятия "буква", "слог", "слово". "Кубики" - единственная на сегодняшний день методика, где эти понятия даны в доступной игровой форме, придуманы "обходные" пути в обучении, задействуются все сохранные функции организма.
Нельзя не сказать о том, что работая по системе Зайцева с такой категорией детей, кое-что поневоле пришлось адаптировать. Вот что мы рекомендуем изменить.
- Не следует использовать в работе кубик и соответствующий столбец на таблицах ЙОЙЮЙЕЙЕЙИЙ. Также нет необходимости объяснять детям назначение клубники и земляники, нарисованных на таблице и сочетаний БУМ БОМ БАМ БЭМ БЫМ; БЮМЬ БЕМЬ БЯМЬ БЕМЬ БИМЬ (и их глухих вариантов). Дети с нарушениями речи путаются от этой информации, плохо ее усваивают, а практика показывает, что все это можно не использовать без ущерба для обучения. Не спешите начинать пользоваться алфавитами и математическими символами.
- При пропевании песенок целесообразно придерживаться замедленного темпа.
- Игры рекомендуем почаще повторять, в некоторых случаях сильно упрощать.
- Нами разработано пошаговое планирование занятий по системе Зайцева в логопедической группе с подробным описанием игр. Вся работа по обучению чтению и письму (в том числе по пособию "Пишу красиво") систематизирована нами в отдельном методическом пособии, которое называется "Учимся читать с удовольствием!". Там же описаны новые игры, вот некоторые из них:
Упражнения "Поющие башенки", "Говорящие башенки".
Если ребенок сам пытается сделать постройку из кубиков, поощряйте его. По окончании постройки скажите: "Эта башня не простая, а волшебная. Кубики у нас умеют петь, и у каждого кубика своя песенка. Башня получилась поющая. Давай я спою тебе какой хочешь кубик". Ребенок выбирает из башни любой кубик, и вы пропеваете его. Надо помнить о взгляде ребенка - во время любой работы с кубиками взгляд ребенка фиксируется на том, что вы озвучиваете, иначе вся работа теряет смысл. В этой игре башенки еще и "говорят", то есть вы озвучиваете тот склад на кубике, который выбрал ребенок. Не забывайте характеризовать каждый пропетый - прочитанный кубик: "О, это у тебя большой железный: БУ БО БА БЭ БЫ Б". Петь необходимо очень медленно.
"Чудесный мешочек" (с кубиками)
Взрослый показывает детям красивый мешочек, внутри которого лежит 4-5 кубиков, наиболее простых для пропевания: У-О-А-Э-Ы, МУ-МО-МА-МЭ-МЫ-М, КУ-КО-КА-КЭ-КЫ-К и т.д. Предложите ребенку достать из мешочка кубик и попробовать самостоятельно пропеть его, а после этого найти и показать указкой соответствующий столбец на таблице (песенка кубика пропевается совместно со взрослым еще раз). В случае затруднения обязательно помогайте.
На последующих занятиях в мешочек кладутся те кубики, которые, помимо закрепления навыка чтения, помогут: автоматизировать у детей некоторые звуки, отработать глухие и мягкие слияния и т.д. Такая работа позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку и делает процесс обучения наиболее результативным.
"Чудесный мешочек" (с игрушками)
Положите в мешочек игрушки. Предложите ребенку достать одну из них и составить из кубиков ее название. Для ребят с низкой мотивацией к занятиям можно подготовить игрушки из "киндер-сюрпризов" и после правильного написания слова подарить ребенку. Эта игра удобна тем, что можно подобрать наиболее простые слова или слова, касающиеся определенной тематики.
"Угадай-ка"
Дети сидят на стульчиках напротив взрослого, рядом с нмим стоит стол с кубиками. Возле взрослого, на другом столе лежит 4-5 предметов или игрушек (мяч, ножницы, кукла, книга и др.). Дети называют предметы, при этом обращается внимание на правильное название предмета: не мячик, а мяч, не книжка, а книга. Взрослый предлагает угадать, какое из этих слов он сейчас напишет. Слово выкладывается из кубиков на глазах у детей, и часто кто-то из ребят угадывает его уже с первого кубика. В этом случае взрослый дописывает слово до конца, а угадавший прочитывает его еще раз (взрослый одновременно с этим ведет палец от кубика к кубику). Затем слово прочитывается хором, после чего прочитавший забирает предмет себе. В конце игры подсчитывается, у кого больше выигранных предметов. В дальнейшем число предметов увеличивается до 8-10.