Новые возможности использования кубиков Зайцева в логопедических группах.
Будучи логопедом в детском саду комбинированного вида, я работаю преимущественно с детьми с тяжелой психоречевой патологией: ОНР 1-2 ур., и имеющими, как правило, вторичные отклонения в развитии: гиперактивность с дефицитом внимания, легкая степень ДЦП, заикания, ЗПР и т.д. Принимая во внимание специфические особенности таких детей, я считаю, что система Зайцева как нельзя лучше подходит для обучения грамоте в логопедической группе. Первые результаты, полученные еще в 1998 году, буквально потрясли меня. Работая по кубикам на свой страх и риск, я обучила читать 5-летних детей с ОНР буквально за 3 месяца. До сих пор помню ощущение чуда, которое происходило на моих глазах: дети, поступившие в группу практически неречевыми, как ни в чем не бывало выкладывают из кубиков и читают короткие предложения, пользуются понятиями "ударение, заглавная буква, точка".
Однако, мне всегда было интересно, почему так происходит. Каким образом для нашей категории детей возможно запоминание такого количества материала, предложенного одномоментно? Даже неглубоко изучив нейропсихологические аспекты системы Зайцева, я пришла к выводам, которые помогли мне гораздо лучше понять, что происходит в голове у ребенка, обучающегося читать по кубикам и таблицам.
Поскольку кубики отличаются по ряду параметров: цвету, звуку, весу, размеру, графике (разные буквы), то при манипуляциях с таким материалом активизируется максимальное количество мозговых центров. А при работе с таблицами задействуются все основные отделы мозга, информация идет по пяти основным каналам, мы наблюдаем некий глобальный процесс. Происходит активизация, "пробуждение" нервных клеток, они включаются в работу. Другими словами, хочет мозг или нет, он будет работать.
Сам принцип обучения уникален: он позволяет формировать межанализаторные и межполушарные связи, реализует интегративную функцию мозга и , опираясь на сохранные функции, максимально задействует возможности ребенка (и, следовательно, обеспечивает компенсаторный принцип обучения).
Например, ребенку поставлен тяжелейший диагноз: ОНР1-2, ЗПР, расторможенность, моторная неловкость и нарушение зрения. В процессе работы я вижу, что ребенок лучше воспринимает информацию через тело и осязание. Всего лишь дав ему возможность манипулировать с кубиками, замечаю, что он не отрывается от них, с удовольствием принимает предложенные мною игры. Кубики дают ему больше информации, чем многие другие дидактические материалы. А работа с таблицами идет особенно хорошо: благодаря кинестетическим ощущениям, мальчик за короткое время запомнил основное расположение складов.
Что же получается? При работе с кубиками и таблицами формируются такие связи, как оптико-пространственные, слухо-зрительно-моторные, слухо-кинестетические и т. д, которые, как известно, необходимы для овладения чтением и письмом. Теперь можно уверенно говорить о том, что система Зайцева способствует профилактике дисграфии и дислексии.
Что касается практических новаций, то в настоящее время я работаю по кубикам в средней группе для детей с ОНР. Всем логопедам хорошо известно, какие ребята туда поступают и какие особенности они имеют. Одним из направлений моей творческой деятельности является Монтессори-педагогика, поэтому в нашей группе плотно срослись система Монтессори и система Зайцева. Я твердо убеждена, что философии этих систем не противоречат друг другу, а , наоборот, замечательно дополняют и украшают коррекционно-развивающую работу. Кубики Зайцева, подобно матрешке, идеально включаются в работу с Монтессори-материалами. В результате модернизации повседневной работы логопеда уже получены положительные результаты. Однако, хочется сразу отметить, что начиная работать по кубикам в средней группе, я не ставила задачу научить 4-хлеток с ОНР читать и писать. Система Зайцева, на мой взгляд, прекрасно помогает решить ряд сугубо коррекционных задач,таких как:
- Развитие речевого дыхания (при регулярном пропевании песенок по таблицам и кубикам).
- Развитие зрительно-моторной координации (при манипуляциях с кубиками и работе с таблицами).
- Развитие ритмико-интонационной стороны речи. 4.Развитие фонематического слуха.
- Автоматизация и дифференциация звуков.
- Профилактика дисграфии и дислексии.
- Закрепление навыков словообразования и словоизменения.
- Частичная коррекция поведенческих и психологических нарушений.
- Развитие восприятия, памяти и мышления.
Мною была выдвинута гипотеза, что ряд детей за учебный год научатся читать и писать фактически без специального обучения, как бы "сами по себе". Так и вышло. Обучение началось с 1 сентября (1 раз в неделю по 20 минут) и к 1 декабря один ребенок овладел чтением слов, в том числе с йотированными буквами (повторюсь, специально этим с ним не занимались), к февралю еще два ребенка овладели чтением. К концу учебного года 5 человек из 11 овладели чтением и письмом. Складывается ощущение, что это лавинообразный процесс, поскольку дети "заражают" друг друга желанием научиться читать; "копошение" вокруг кубиков в группе происходит постоянно. Все это говроит о высочайшей мотивации детей к овладению грамотой и недооценке их потенциальных возможностей в традиционной логопедии.
Нельзя не сказать о том, что работая по системе Зайцева с такой категорией детей, как наши, кое-что поневоле пришлось адаптировать. Что именно подверглось изменению?
Во-первых, не используется в работе кубик и соответствующий столбец на таблицах ЙОЙЮЙЕЙЕЙИЙ. Также я считаю, что нет необходимости объяснять детям назначение клубники и земляники, нарисованных на таблице и сочетаний БУМ БОМ БАМ БЭМ БЫМ; БЮМЬ БЕМЬ БЯМЬ БЕМЬ БИМЬ (и их глухих вариантов). Дети с нарушениями речи путаются от этой информации, плохо ее усваивают, а на практике, все это можно не использовать без ущерба для обучения. Мы не пользуемся алфавитами и математическими символами.
Во-вторых, при пропевании песенок я придерживаюсь очень медленного темпа.
В-третьих, игры часто повторяются, а многие сильно упрощены.
И, наконец, в четвертых, мною разработано пошаговое планирование занятий по системе Зайцева в логопедической группе с подробным описанием игр.
Вся работа по обучению чтению и письму ( в том числе по пособию "Пишу красиво") систематизирована мною в отдельном методическом пособии, которое называется "Учимся читать с удовольствием! Кубики Зайцева в логопедии". Там же описаны некоторые новые игры, такие как "Поющие башенки", "Говорящие башенки", "Чудесный мешочек" (с кубиками и игрушками), "Найди заданный кубик", "Твое словечко", "Инструкции", "Кубики разбежались", систематизирована работа над словосочетанием и предложением, с таблицей N2, по складовым картинкам.
В заключении мне бы хотелось отметить значимость данной системы как личностно ориентированной и провозглашающей гуманистичекие тенденции в современной педагогике. Логопедам же эта система помогает не только избежать многих трудностей при обучении детей, так как очевиден ее энергосберегающий принцип, но и дает возможность совершенствоваться как творческая личность.