/
/
Статьи
Статья
Ох, уж эти гиперактивные детки!
Наталия Пятибратова
Тысячи родителей сталкиваются с проблемой "трудных" детей. Но всегда ли мы, взрослые, понимаем их сложности и вовремя приходим на помощь?
Живчик с моторчиком.
Этот человечек не такой, как все. В свои 5-6 лет он уже прекрасно знает, что такой, как он - это плохо, это неудобно. Только ленивый не критикует его поведение, сея в маленькой душе неуверенность и дух противоречия. Даже огромной любви мамы и мудрости папы не хватит вытерпеть "закидоны" такого крохи, если они родители основательно не разобрались в проблеме.В проблеме под названием "синдром дефицита внимания с гиперактивностью" (СДВГ).
Количество деток с таким диагнозом растет год от года. По некоторым данным среди дошкольников их до 9,5%, что очень много. Малыша с СДВГ, в принципе, нетрудно заметить на улице, в садике или магазине: обычно он чрезвычайно подвижен, все время бегает, крутится, пытается куда-то забраться. Многие мамочки описывают их "постоянно двигающимися, как будто к ним прикрепили мотор". Кроме этого, помимо такой часто бесцельной активности, не подходящей к требованиям конкретной обстановки, малыш невнимателен, а его поведение непредсказуемо. Вот представьте: неожиданно 6-тилетний малыш может выбежать на проезжую часть, устроить шумную возню в церкви, несмотря на формальное знание правил поведения. При этом замечания и наказания не дают желаемых результатов. Но надо помнить, что все это кроха делает импульсивно, без специального умысла. Он просто не в состоянии контролировать свое поведение, удерживать себя от порывов вплоть до подросткового и даже взрослого возраста. Внимание такого ребенка избирательно, то есть чем-то для него интересным он может заниматься подолгу, а тем, что считает скучным - ни секунды! Понятно, что обучая ребенка чему-либо, мы настаиваем на выполнении всех заданий, даже если они требуют умственного напряжения, сосредоточенности. Так малыш постепенно учится произвольно, то есть с усилием воли, приобретать знания, навыки, "учится учиться". Не обладая достаточной произвольностью внимания, 6-7 летний человечек не сможет хорошо учиться в школе. Любое обучение дошколят построено с учетом как непроизвольного (то есть когда дело нравится само по себе), так и произвольного (воля) внимания.
Причины возникновения СДВГ до конца не изучены, несмотря на большое количество исследований. Многие специалисты уверены, что причиной могут стать разные "вредности" во время беременности и родов, например, интоксикация плода, курение беременной мамы, родовые травмы. Мнения настолько полярны, что даже существует официальная теория возникновения СДВГ вследствие частичного поражения мозга из-за употребления в пищу продуктов с искусственными красителями и естественными пищевыми салицилатами. Удаление этих веществ из продуктов питания приводит к значительному улучшению поведения и исчезновению трудностей обучения большинства гиперактивных детей.
Гиперактивный или подвижный?
Не стоит сверхчувствительным мамам сразу же приписывать своего шумного кроху к армии гиперактивных. Крайне важно поставить точный, однозначный диагноз, что может сделать только врач. Ни педагог в садике, ни соседка по дому, даже психолог в детском центре, которому очень трудно работать с активным малышом - не могут точно знать, что с вашим крохой. "Моторные", активные, любознательные дети - это прекрасно! Недостаточность внимания не всегда отклонение от нормы. Малыши - дошколята имеют полное право быть несобранными, плохо организовывать свою деятельность. Существуют миллионы разных педагогических мер, методик обучения, приемов воспитания, чтобы жизнь с таким непоседой была радостной, наполненной принятием и любовью. Просто родился малыш вот такой, со своими индивидуальными особенностями темперамента. Кроме того, внимание ребенка неразрывно связано с мотивацией: малыш не будет заниматься каким-то делом, пока не поймет, почему он должен это делать, и если делать просто не хочется. Но СДВГ - это серьезный неврологический диагноз, который ставится после проведения ряда обследований, на основании детальной беседы с мамой и папой. Кроме того, СДВГ может быть лишь как реакция малыша на психическую травму, на кризисную ситуацию в семье, например, развод родителей, плохое отношение к ребенку. Первичная причина возникновения СДВГ уже другая - и лечение тоже другое.
Несмотря на большие трудности, которые переживает семья ребенка с СДВГ, этот синдром подвергается коррекции и лечению в очень значительной степени. Нельзя отчаиваться, опускать руки и оставлять все как есть! Для начала попробуйте ответить на несколько вопросов, чтобы понять, есть ли у вашего крохи (если ему уже есть4 года) эта проблема или нет.
Ответьте на 3 серии вопросов. Если все они имеют отношение к вашему малышу - спешите к специалисту - психоневрологу.
1 серия: про невнимательность.
  1. Малыш обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
  2. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
  3. Часто не может удержать в памяти правила и инструкции при выполнении каких-то заданий, например, ролевых игр, домашних заданий логопеда.
  4. Часто испытывает сложности в организации самостоятельных игр, занятий (рисование, постройка из "Лего", сюжетная игра)
  5. Часто теряет вещи, которые используются каждый день: предметы одежды, карандаши, игрушки.
  6. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
  7. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
2 серия: про гиперактивность.
  1. Часто наблюдаются беспокойные движения, когда малыш сидит, стоит: крутится, вертится.
  2. Часто встает со своего места в ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
  3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
  4. Обчычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-то на досуге.
  5. Часто находится в постоянном движении (с моторчиком)
  6. Часто бывает болтливым.
3 серия: про импульсивность.
  1. Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца.
  2. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
  3. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
Эти ситуации должны возникать и дома и в садике (или в другом виде окружающей обстановки).
Внимательная мама без труда определит нарушенное внимание и насторожится. Достаточно провести несколько нехитрых тестов для малыша 5 лет:
  1. Попросите малыша рассказать о том, что он видит на картинке. Картинка должна быть сюжетной, крупной, цветной и понятной. Например, с сюжетом из известной сказки или мультика. Послушайте, как говорит ваш человечек: односложно отвечает на наводящие вопросы или сам пыхтит и строит фразы. Фраза тоже может быть богатой и бедной. Если словарный запас достаточно богат, а запас знаний годится для возраста малыша - уже хорошо! У ребят с СДВГ всегда отмечаются задержки речевого развития.
  2. Игра "Недостающие детали". Нарисуйте сами несколько бытовых, хорошо известных ребенку предметов без одной детали и покажите малышу с вопросом: "Чего здесь не хватает?" Это могут быть часы без стрелок, стул без ножки, машина без колес, петушок без гребешка. Интересно, что скажет ваш малыш? Заметит ли он пропажу? Очень показательный тест как на внимание, так и на сформированность мышления и грамматического строя речи: "Чего не хватает?" - "Гребешка", "Колес".
  3. Тест "Последовательные картинки" очень хорошо покажет нам состояние развития причинно-следственных связей, что также неразрывно связано с вниманием. Разложите перед малышом хаотично 3 сюжетных картинки, связанных по смыслу. Например: дедушка с топором пришел в лес - дедушка рубит елку - дети пляшут вокруг наряженной елки. Малыш должен разложить их по порядку и рассказать, что видит, составить связный рассказ.
  4. Просто посидите и понаблюдайте, как малыш собирает простые паззлы из5- частей, как играет в кубики типа "Кубики Никитина", как вкладывает фигуры в подходящие отверстия. Проследите, сколько времени он удерживает внимание. Если в 4 года он может трудиться над выполнением новой, частично трудной задачи 5-7 минут, то, скорее всего, СДВГ у него нет.
  5. Тест "Лабиринт" - для ребят от 5 лет. Целенаправленно изучаем концентрацию, произвольность, устойчивость внимания. Нарисуйте сами или разыщите в детских журналах простейшие лабиринты, где с помощью пальчика или карандаша нужно пройти путь, который выведет, например, мышонка, на волю. Не забудьте, что в лабиринте должны быть тупики, а правильный путь - только один. Как ваш малыш выполняет задание? В случае ошибки повторяет ли неправильный путь? Заезжает ли карандашом за контуры лабиринта? Все эти нюансы очень важны.
  6. Предложите малышу игру: в ответ на ваше однократное постукивание он должен поднять и опустить указательный палец, а на два посту кивания - ничего не делать. При выполнении этого теста ребята с СДВГ допускают большое число импульсивных ошибок.
Диагноз есть: что делать?
Не отчаивайтесь: этот диагноз не навсегда. Родителям такого малыша нужно твердо знать, что СДВГ бывает разных видов: с наличием гиперативности или без нее и ситуация, когда этих двух компонентов "поровну". Во всех трех случаях коррекционная работа и лечение будут разными.
Конечно, справиться с гиперактивным малышом, да к тому же не реагирующим на ваши замечания, очень сложно. Но можно. Как правило, родители (а особенно бабушки и дедушки) не понимают, что происходит с их ребенком, а его поведение их раздражает. Члены семьи нередко склонны видеть причину плохого поведения ребенка в "неправильном воспитании", и поэтому начинают обвинять в этих проблемах себя и друг друга. Это, в свою очередь , ведет к вторичным нарушениям поведения у крохи: реакции протеста, капризы, тревожность, агрессия. Стоит поискать хорошего специалиста, который поможет родителям и педагогам в садике или школе изменить отношение к ребенку в сторону лучшего его понимания с целью снятия излишнего напряжения вокруг него. Мамочке обязательно нужно понять, что улучшение состояния ее крохи во многом зависит от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему.
Советы для мамочек:
В воспитании ребенка с гиперактивностью родителям необходимо избегать двух крайностей: проявления чрезмерной мягкости и постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить. Когда мама часто меняет свои указания, а в семье нет единого стиля воспитания, малыш с СДВГ чувствует гораздо более глубокое негативное воздействие от этого, нежели здоровый кроха. Все правила личностно ориентированного воспитания как нельзя лучше подходят для детей с СДВГ:
  1. Количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму. Например, пускай в доме малышу категорически нельзя будет 3 вещи: трогать розетки, подходить к открытому окну, открывать дверь незнакомцам. Эти правила легко усвоить и согласиться с ними. Вы можете составить и свой список, исходя из особенностей вашей жизни.
  2. Рбенка нужно учить правильно, распределять свои силы, не бросаться от одного занятия к другому, на наглядных примерах показывая, как это нужно делать. Например, если он захотел порисовать, научите соблюдать строгий алгоритм: разложили краски,кисточку, бумагу,стаканчик с водой - порисовали - убрали краски, кисточку, рисунок, стаканчик с водой. Если все разложили, а желание рисовать уже ушло - ничего страшного! Попускаем второй этап и приступаем к третьему. И так всегда и во всем. Сейчас и на несколько лет только вы контролируете всю жизнь малыша, являетесь тем маячком, на который он ориентируется в жизни.
  3. Всегда используйте зрительную стимуляцию. Как научить такого шустрого малыша одеваться? Нарисуйте на листе бумаги сверху-вниз необходимые предметы одежды, идущие по порядку: маечка, трусики, колготки, водолазка. Повесьте в его комнате. Пусть малыш ведет пальчиком по картинкам и одевается по порядку. Оделись? Теперь бежим в коридор - а там еще серия веселых картинок - но уже с одеждой для прогулок. А что на кухне? Забавная картинка,напоминающая крохе, что перед едой надо помыть руки. А в ванной прямо над раковиной нарисовано душистое мыло с пузырьками! Чтобы не "помыл" случайно руки просто водой. Поверьте, этот прием очень помогает организовать деятельность любому ребенку. По секрету скажем, что и некоторым взрослым он не помешает!
  4. Похвала для крохи с СДВГ - просто жизненная необходимость. Не скупитесь на поощрения, призы, одобрения, поцелуи в пухлую щечку! За каждое маленькое достижение ваш малыш заслужил награду! Ведь ему так трудно даются даже простейшие бытовые дела. Из-за рубежа к нам пришел термин "жетонная терапия", когда при работе с "трудными" детьми психолог поощряет их жетонами разных цветов. Прекрасный способ помочь и нашему малышке! А помните сказку, в которой медвежонок за каждое хорошее дело клал в мешочек камушек? Как он удивился, когда мешочек полностью наполнился, и впервые задумался о добре и зле. А все потому, что мама медвежонка была очень мудрой и дальновидной медведицей.
  5. В отличие от обычных ребят, такие малыши не могут удерживать в памяти 2 задания и более. Мамочке следует давать только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить. Лучше избегать заданий: "Ну,что, раздевайся, помой руки и садись кушать." Казалось бы, что тут особенного? А для нашего малыша это просто невыполнимо. Он уже забыл, что надо было сделать в начале!
  6. Оберегайте малыша от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений. Например, не следует брать его с собой в места, где собирается много людей и куда ходить ему необязательно - на рынки, в большие магазины, рестораны. Во время игр со сверстниками лучше ограничивать ребенка лишь одним партнером и избегать беспокойных, шумных приятелей.
  7. Не стоит забывать и о "мозаичности" восприятия ребят с СДВГ. Такой малыш периодически "выключается" из процесса игры, обучения, не воспринимая какую-то часть информации. Конечно, это сказывается прежде всего на обучаемости такого крохи. Нужно подобрать адекватные системы обучения, правильные методики и найти грамотных специалистов. Малышу категорически противопоказана классно-урочная система обучения, например, чтению, математике, рисованию. Его и за стол-то не усадишь, замечания он не воспринимает, отвлекается сам и задирает других детей. Получается, что для детей с СДВГ самыми приемлемыми остаются занятия по методу М. Монтессори. В процессе занятия учитель никого не заставляет заниматься насильно; каждый малыш вправе сам выбирать, с каким учебным материалом ему работать. Именно поэтому у ребят не атрофируется "индивидуальный интерес", что ведет, в свою очередь к высокой концентрации внимания (сначала непроизвольному, а затем - уже и произвольному). Гиперактивному малышу крайне трудно сосредоточиться, но деятельность, выбранная по своей воле его захватит целиком. Соблюдая несколько несложных правил, кроха постепенно приучится выбирать более сложные Монтессори-материалы,и под руководством Монтессори-педагога без окриков и осуждения начнет постигать азы математики, русского языка, знаний об окружающем мире. Правила в группе очень простые и легко запоминаются:
    В нашей группе, как известно,
    Материал кладем на место.
    Мы друг другу не мешаем,
    Если просят - помогаем.
    Если коврик на пути,
    Коврик надо обойти
    (имеется в виду коврик для индивидуальной работы)
    С улицы, придя домой -
    Первым делом руки мой.
    Надо ли говорить, что атмосфера в таких группах лишена напряжения и осуждения, что как раз и необходимо малышу с СДВГ.
К сожалению, единственной с методикой обучения грамоте таких ребят была и остается методика Н.А.Зайцева ("кубики Зайцева"). К сожалению, потому что до сих пор она не принята официальной педагогикой, распространена не так широко, как азбуки Жуковой, Эльконина, Бунеевой. Однако, очевидно, что не научим мы кроху с гиперактивностью методически обводить палочки и крючочки, учить буквы и разбираться, чем же отличается звук от буквы. Сколько вы ни бейтесь - толку не будет. Зато "кубики" - это прекрасный не только обучающий и диагностический, но и коррекционный материал. На занятиях по "кубикам" почти не сидят, много двигаются, нет даже намека на принуждение. Методика построена с учетом физиологических потребностей деток - они учатся читать, не портя зрение и осанку. Занятия строятся таким образом, что кроха с СДВГ всегда участвует в процессе. Кубиками, таблицами, складовыми картинками наполнено все: помещение занято только ими, играют только с ними, говорят только о них. Даже если малыш "выпадает" на какое-то время из общей игры, отвлекается на пейзажи в окне, он все равно присутствует здесь, он ничего не теряет. Через 5-10 секунд он опять вприпрыжку подбегает к ребятам и педагогу и выясняется, что он, оказывается, все слышал! Обучение идет стремительно, радостно и обладает еще и психотерапевтическим эффектом. Во время некоторых игр у детей снимаются стереотипы поведения: на протяжении 1 минуты можно громко выкрикивать названия животных на карточках, пытаясь их угадать. Можно принимать любую позу на занятии: хоть на корточках сиди, хоть на 1 ножке прыгай. Сами кубики вообще очень "детский" материал: красивый, звучащий и функциональный. Ребята с СДВГ проявляют просто чудеса сообразительности на таких занятиях и часто опережают своих сверстников в интеллектуальном развитии. Давно подмечено: чем шустрее карапуз, тем более "продвинут". Хотя, бывают и исключения, конечно.
Очевидно,что с таким малышом должен работать не один специалист. Родителям желательно соблюдать все рекомендации психоневролога, заниматься с дефектологом, развивая память, наглядно-образное мышление, мелкую моторику своего крохи. Методы семейной психотерапии значительно уменьшают психологическую напряженность в семье, объясняют ребенку на понятном для него языке, в чем причина его неудач и как с этим справляться. Игротерапия, сказкотерапия, арттерапия - все это незаменимо для малыша и оказывает удивительный эффект. Медикаментозное лечение занимает важное место в преодолении СДВГ, не стоит от него отказываться, особенно, когда психолого-педагогические меры не действуют.
А самая - самая важная и действенная терапия - любовная терапия. Любите своего кроху, и, вот увидите, все наладится!
Статья опубликована в спецвыпуске журнала "Мой ребенок", ноябрь, 2007 г.
 
2004-2024, Проект Н.С. ИльинойКАРТА САЙТА
Публикация материалов сайта допускается только при наличии прямой ссылки на www.defectolog.ru