Возможности сочетания "кубиков Зайцева" с элементами Монтессори - педагогики в средней логопедической группе.
Ахмылова Наталия Владимировна
Доклад для научно-практической конференции по методикам Зайцева в работе с детьми с особенностями в развитии.
9-11 марта 2006 г., город Минск
Доклад для научно-практической конференции по методикам Зайцева в работе с детьми с особенностями в развитии.
9-11 марта 2006 г., город Минск
Коррекционная работа с 4-хлетними детьми с диагнозом ОНР по праву считается одной из самых сложных в системе логопедических детских садов. Логопеду приходится планировать работу исходя из особенностей конкретной группы, состав которой бывает очень неоднородным. К таким особенностям можно отнести не только наличие тех или иных сопутствующих нарушений у детей, но и то, откуда поступили дети - из д.с. или из дома; какими навыками самообслуживания владеют, каков социально-культурный уровень родителей, насколько осознанно они относятся к проблемам своего ребенка. Поскольку для большинства детей это 1-й год обучения в логопедической группе, ситуация осложняется неумением детей организовывать свою деятельность, очень ярко проступают нарушения регулирующей и планирующей функций речи: дети, находясь в коллективе, иногда не слышат инструкций взрослых, их игровая деятельность часто хаотична, а поведение многих детей откровенно деструктивно. Остается добавить о естественном периоде адаптации к детскому саду, который у многих ребят протекает долго и трудно: ежедневные слезы, нежелание заниматься, реакции негативизма или уход в себя и т.д.
4-хлетки с ОНР - это очень непростая категория детей. Трудно и логопедам, и воспитателям, и родителям. Многие методики организации средней логопедической группы откровенно устарели, а все нововведения предлагаются только в области содержания занятий, методических рекомендаций, наглядного материала. Однако, есть принципиально новый подход к организации обучения 4-хлеток с ОНР, который можно использовать как вариант организации коррекционно-воспитательного процесса.
Анализируя свой и чужой опыт работы со средним возрастом, я пришла к выводу, что возраст этот сильно недооценен специалистами в одном и переоценен в другом.
В чем переоценка?
Я считаю, что ни к чему, например, наращивать темпы обучения за счет увеличесния объема и продолжительности занятий без изменения технологии обучения. Если диагнозы ОНР-1,2 уровня, то можно считать переоценкой учить таких детей звуковому анализу уже в ноябре (!) месяце первого года обучения (есть такие пособия и книжки, есть!). Можно считать переоценкой их возможностей вообще обучение грамоте на основе традиционных методик. В некоторых случаях это приносит откровенный вред. Какой звуковой анализ?! Какое там "какой звук первый в слове "утка"?!
В чем недооценка?
В то же время потенциальные возможности этих детей гораздо больше, нежели принято считать. Эти ребята способны к такому самоконтролю и саморегуляции поведения, такой концентрации внимания, которым позавидовал бы и первоклассник. А уж такие навыки самообслуживания как завязывание бантов, шнурков, плетение косы, стирка белья, уборка своего рабочего места без напоминаний - совершенно естественны. Оказывается, и словарный запас может набираться быстрее, и пальчики развиваются как-будто сами по себе, работа над звукопроизношением идет качественней! Жаль, что такие мощные интеллектуальные резервы остаются невостребованными! Ведь для того, чтобы этот потенциал раскрылся, нужен, конечно, особый инструментарий, некий новый методический подход, который, к тому же, легко бы сочетался с методикой Зайцева. Как известно, все новое - это хорошо забытое старое, поэтому в ходе моих размышлений и наблюдений я остановилась на системе Марии Монтессори. Мне показалось обидным недоразумением, что наши дети, которые более, нежели обычные дошкольники нуждаются в насыщенной сенсомоторной среде, практически лишены этого уникального, детально проработанного метода. То, что фрагментарно доходит до логопедических групп - лишь капля в море, она не меняет ситуацию.
Почему-то многие решили, что 4-хлеток с ОНР нельзя учить читать и писать. Еще как можно! Только методика обучения должна быть адекватной. Такой методикой я считаю только кубики Зайцева. Это единственная на сегоднящний день система обучения чтению, которая идеально подходит для детей с тяжелыми нарушениями речи, не травмирует ни в психо-эмоциональном, ни в физическом плане. Это униакльная методология, при которой раскрываются познавательные возмржности детей так, как не раскрываются нигде.
Вот так и получилось, что срослись в нашей логопедической группе две альтернативные системы обучения - М. Монтессори и Н. А. Зайцева. Абсолютно органично слились воедино и приносят хорошие результаты. А все потому, что в подходах обучения очень много общего, нет диссонанса. Вот они - общие черты:
- Предоставление свободы выбора при обучении (в Монтессори-педагогике - при работе с материалами).
- Учет потребностей ребенка-дошкольника в активности: в физической, мотивационной, познавательной и т.д. Например, дети могут свободно задать вопрос или что-то сообщить во время занятия. При самостоятельной работе свободно передвигаются по группе. Это даже приветствуется.
- Свободный выбор позы в работе (при работе с кубиками, так же, как и с материалами, дети могут присесть, даже прилечь, отойти-подойти, попрыгать на 1 ноге и т.д.)
- Обе методики абсолютно личностно-ориентированны. Отсутствие авторитарного, навязчивого (а подчас и грубого) взрослого. Педагог - больше партнер, нежели критик.
- Охрана зрения и профилактика нарушений осанки.
Однако, несмотря на такое количество общих черт в подходах к процессу обучения и личности ребенка, сами технологии обучения чтению отличаются принципиально. В Монтессори - педагогике это все тот же фонемный метод, а пишут здесь только прописными буквами, что совсем не подходит для детей логопедической группы в силу нарушения у них зрительно-моторной координации. Складовой принцип обучения чтению здесь, к сожалению не используется. Вот почему, привнеся многое из педагогики Монтессори в среднюю логопедическую группу, сферу русского языка я полностью заменила кубиками Зайцева, складовыми картинками и пособием "Пишу красиво". Однако, материалы по грамматике, разработанные в Монтессори - методе, оказались очень успешными с читающими и с так сказать "почти читающими" детьми. Это так называемые "грамматические коробочки", где в интересной форме , а главное, подходящей для самостоятельной работы детей, отрабатываются такие грамматические конструкции, как согласование местоимений "мой, моя, мое, мои" с существительными, употребление сущ. в Р. падеже множественного числа, легко зарепляются понятия "живое - неживое" и соотнесение с вопросами "Что? Кто?" в зависимости от одушевленности и т.д. Вся грамматика представлена здесь, а общеизвестно, что это самая основная работа в группе для детей с ОНР, да и для более сохранных детей необходима. Оригинально предлагается работа над предложением и текстом (над пониманием прочитанного, в первую очередь). Также в нашей группе расположены сенсомоторные материалы, помогающие развить зрительно-моторную координацию, сформировать навыки самообслуживания. Все материалы устроены так, что работа с ними легко алгоритмизируется, и после 2-3 презентаций (показа определенным образом), ребенок сам может выбрать этот материал, поработать с ним сколько захочет и убрать его на место в том же виде. Поскольку кубики Зайцева, складовые картинки и прочее, также явлются в группе материалом, дети быстро привыкают работать с ними так же. Надо отметить, что материалы постоянно меняются, в зависимости от востребованности. Если в сентябре - октябре актуально и важно было научиться переливать воду из кувшина в кувшин и застегивать рмешки и пуговицы, то к зиме эти материалы были убраны, так как дети полностью насытились ими, а пуговицы научились застегивать уже на одежде. На 2-й год обучения у нас изменилась и "расстановка сил", то есть учебная зона насытилась материалами более интеллектуальными из сферы сенсорики, подготовки к письму, и чтение, чтение, чтение... Очень востребованны в старшем возрасте рамки для штриховки из Монтессори - метода. Хорошо готовят руку к письму, развивают творчество и фантазию, и опять же, фактически без участия взрослого. Это же относится и к такому материалу, как письмо пальчиком на манке (на подносе с манкой,около которого лежат карты из пособия "Пишу красиво"). Складовые картинки постоянно обновляются, потому что для самостоятельной работы детей в группе подходят далеко не все слова, а самые простые.
Надо сказать, что состав нашей группы был неоднородным: 2 ребенка с ОНР -1 уровня, 3 ребенка - со 2-м уровнем ОНР, и 6 детей - со 2-3 уровнем ОНР. У ряда детей наблюдались и вторичные задержки психического и моторного развития, повышенное ВЧД и другая неврологическая симптоматика, у многих - психологические трудности, например, инфантилизм, агрессия, истощаемость нервной системы и т.д. Однако, хочется сразу отметить, что, начиная работать по кубикам в средней группе, я не ставила задачу научить 4-хлеток с ОНР читать и писать. Система Зайцева, на мой взгляд, прекрасно помогает решить ряд сугубо коррекционных задач, таких как:
- Формирование мотивации к обучению, познавательной и речевой активности.
- Развитие речевого дыхания (при регулярном пропевании песенок по таблицам и кубикам).
- Развитие зрительно-моторной координации (при манипуляциях с кубиками и работе с таблицами).
- Развитие ритмико-интонационной стороны речи.
- Автоматизация и дифференциация звуков.
- Профилактика дисграфии и дислексии.
- Закрепление навыков словообразования и словоизменения.
- Частичная коррекция поведенческих и психологических нарушений.
- Развитие восприятия, памяти и мышления.
Мною была выдвинута гипотеза, что ряд детей за учебный год научатся читать и писать фактически без специального обучения, как бы "сами по себе". Так и вышло. Обучение началось с 1 сентября (1 раз в неделю по 20 минут плюс самостоятельная работа детей в группе), и к 1 декабря один ребенок овладел чтением слов, в том числе с йотированными буквами, к февралю еще 2 ребенка овладели чтением. Складывалось ощущение, что это лавинообразный процесс, поскольку дети "заражали" друг друга желанием научиться читать; копошение вокруг кубиков в группе происходило постоянно. Все это говорит о высочайшей мотивации детей к овладению грамотой и недооценке их потенциальных возможностей в традиционной логопедии.
Поскольку один из принципов Монтессори - педагогики гласит, что полученные навыки необходимо сразу переносить в жизнь,то этот же принцип я применила и при обучении по кубикам. Научив детей той или иной игре у себя в кабинете, наиболее простые, посильные игры переносились в группу, в самостоятельную работу детей. Это довольно сложная задача: придумать и постоянно разнообразить самостоятельные игры, ведь подавляющее большинство детей еще не умеет читать. Вот некоторые из этих игр:
- "Башенки" (постройка из "железных" или из "деревянных" кубиков с последующим прочтением; башня, где все кубики с одной гласной буквой на одной стороне).
- "Паровоз" из кубиков с одной гласной на каждом кубике.
- Письмо из кубиков по образцу (как по складовой картинке, так и с доски; складовые картинки лучше изготовить и адаптированные, где слова написаны так же, как квадратики на таблице).
- Работа с маленькой таблицей (заламинированный маленький вариант таблицы N 1: можно и петь по ней, и писать слова, отмечая точками нужные склады).
- Работа с маленькой таблицей и кубиками ("Найди такой же кубик, как на таблице", "Найди на таблице такой же кубик" и т.д.)
- Соотнесение кубика и разрезных карточек (разрезанные на квадратики заготовки для кубиков из комплекта; педагог показывает карточку, ребенок ищет такой же кубик и такую же сторону на нем: очень подходит для слабых детей, с серьезными задержками в развитии. Количество кубиков на первых порах лучше уменьшить; после показа ребенок работает сам).
- Заламинированное пособие "Пишу красиво" прекрасно подходит для самостоятельной работы детей в группе: ребенок выбирает себе карту, обводит маркером букву как поэлементно, так и целиком, назыает ее, стирает тряпочкой линии. Если букву назвать сложно, помогает читающий ребенок.
- Игра на закрепление умения прочитать склад на кубике: кусочек ватки кладется на кубик, ребенок прочитывает склад и, нажимая на резиновую маленькую грушу (клизму), сдувает ее. Перевернув кубик другой стороной, делает то же самое. Упражнение дополнительно развивает мелкую мускулатуру рук. Вызывает у детей бурю эмоций.
- Вариант игры "Классификации": раскладывать кубики на 2 кучки: большие железные и большие деревянные. Затем - на маленькие железные и маленькие деревянные. Более точная дифференцировка кубиков, и лучше идет запоминание их признаков.
- Для детей с дефицитом внимания в самостоятельной работе может помочь маленький прием: после постройки "Паровоза" с 1 гласной на каждом кубике, педагог или другой ребенок предлагает поставить маленькую фигурку на конкретный "вагон"-кубик: "Положи морковку на СА, а шарик - на ДА". Мелкие предметы, подобранные по темам, расширяют словарный запас (прием из Монтессори - педагогики) и привлекают взгляд ребенка к читаемому кубику.
Постепенно, по мере увеличения числа читающих детей, самостоятельная работа обогащается, дети учатся работать в паре (чиатющий - нечитающий) или в маленьком коллективе, например, со складовыми картинками.
К концу средней группы 5 детей из 11 умели читать и писать, причем делали это с удовольствием. В настоящее время дети заканчивают 2-й год обучения в логопедической группе. Все читают и пишут, а с этой "пятеркой" быстро обучившихся детей я работаю по особой программе, "околошкольной".
Таким образом, можно говорить о высокой эффективности и взаимодополняемости методики Зайцева и элементов Монтессори - метода.