Использование элементов Монтессори-педагогики в средней группе для детей с ОНР.
Коррекционная работа с 4-хлетними детьми с диагнозом ОНР по праву считается одной из самых сложных в системе логопедических детских садов. Логопеду приходится планировать работу исходя из особенностей конкретной группы, состав которой бывает очень неоднородным. К таким особенностям можно отнести не только наличие тех или иных сопутствующих нарушений у детей, но и то, откуда поступили дети - из детского сада или из дома; какими навыками самообслуживания владеют дети, каков социально-культурный уровень родителей, насколько осознанно они относятся к проблемам своего ребенка. Поскольку для большинства детей это 1-й год обучения в логопедической группе, ситуация осложняется неумением детей организовывать свою деятельность, очень ярко проступают нарушения регулирующей и планирующей функций речи: дети, находясь в коллективе иногда не слышат инструкций взрослых, их игровая деятельность часто хаотична, а поведение многих детей откровенно деструктивно. Остается добавить о естественном периоде адаптации к детскому саду, который у многих ребят протекает долго и трудно: ежедневные слезы, нежелание заниматься, реакции негативизма или уход в себя и т. д.
Однако, несмотря на все вышеперечисленные трудности, опытный специалист, как правило, умеет хорошо организовать группу, и через какое-то время получает положительные результаты. В мою задачу не входит подробный разбор традиционной работы логопеда в средней группе, она и так хорошо всем известна. Цель моего сообщения проста: есть принципиально новый подход к организации обучения 4-хлеток с ОНР, о котором я считаю необходимым сообщить. Этот подход уже апробирован мной и дал положительные результаты. На мой взгляд, эти разработки будут небезынтересны логопедам тем, что достаточно легко внедряемы и научно обоснованны.
Анализируя свой и чужой опыт работы со средним возрастом, я пришла к выводу, что возраст этот сильно недооценен специалистами в одном и переоценен в другом. Потенциальные возможности этих детей гораздо больше, нежели принято считать, и я уже доказала это на практике. Но для того, чтобы этот потенциал раскрылся, нужен, конечно, особый инструментарий, некий новый методический подход. Как известно, все новое - это хорошо забытое старое, поэтому в ходе моих размышлений и наблюдений я остановилась на системе Монтессори. Мне показалось обидным недоразумением, что наши дети, которые более, нежели обычные дошкольники, нуждаются в насыщенной сенсомоторной среде, практически лишены этого уникального, детально проработанного метода. То, что фрагментарно доходит до логопедических групп - лишь капля в море, она не изменит ситуацию.
С другой стороны, для меня очевиден тот факт, что, начиная работать над сенсорными эталонами и представлениями (эта работа предусмотрена программой), логопед упускает что-то очень важное. Ну не клеится работа по заучиванию цветов, форм, величины, пространственных представлений. Игры "Угадай на ощупь", "Чудесный мешочек" и т.д не дают большой результат. По опыту знаю, какие титанические усилия затрачивают педагоги, работая над сенсорикой, а толку - меньше, чем могло бы быть. В итоге все "сваливают" на трудный диагноз, вторичные дефекты и лень родителей.
Почему так происходит? Почему так мучительно долго развиваются пальчики, да и крупная моторика отстает от нормы аж до подготовительной группы? Почему все эти шнуровки, застежки, нанизывания редко "берут" дети? Лежит этот дидактический материал в группе бесполезным грузом, а вроде все яркое и привлекательное? Логопеду и так хватает работы, часто на развитие мелкой моторики просто не остается времени.
Метод Монтессори дает ответы на эти вопросы. Если вкратце, то в онтогенезе прежде, чем ребенок начнет заучивать цвета, формы, называть и различать запахи и т.д., он проходит, как известно, период практической деятельности. Ребенок манипулирует предметами, играет с водой, песком, мелкими предметами, интерес к которым возникает примерно в 1,2 мес. Все это, естественно, создает сенсорную базу, необходимую для познания мира, для умственного развития. Но у наших детей, с тяжелой психоречевой патологией, есть существенный пробел - в сфере практической деятельности. Следовательно, пока не удовлетворена эта потребность в накоплении чувственного опыта в процессе манипуляций, бесполезно требовать от детей высокой результативности в сенсорной работе. Не до конца сформированная база, как бездонный колодец, нуждается в насыщении.
Причин такого дефицита у интеллектуально сохранных детей я вижу две: во-первых, само наличие дефекта, его последствия тормозят полноценное освоение мира. Очень заметно, как дети с ОНР по возрасту отстают на 1-2 года от своих сверстников. Следовательно, чтобы помочь им догнать свой возраст, надо удовлетворить их запросы, которые не могли быть вовремя удовлетворены вследствие объективных причин. Во-вторых, невысокая педагогическая образованность многих родителей. Многие речевые проблемы могли бы быть компенсированы в раннем возрасте, если бы родители допускали ребенка до игр с водой, песком, крупами, фасолью, пуговицами, тестом, пластилином и др. столько, сколько ему это нужно. Часто родители даже понятия не имеют о методиках раннего развития, хотя получить такую информацию очень легко. Не раз я встречала детей, которые в 4 года ни разу не держали ножниц, иголку с ниткой и ножа (даже вилки), кое-кого еще кормят с ложки и помогают раздеваться-одеваться.
В принципе, это вопрос и психологический и педагогический: дети не умеют обращаться с рядом бытовых предметов - 1) что влечет к зависимости от взрослых и торможению в развитии личности 2) что влечет к пробелам в сенсомоторном развитии (отсутствие опыта, практики).
Следовательно, дав детям возможность удовлетворить свои потребности в практике, логопед решит две большие задачи и две маленькие. Первое: создаст прочную базу для формирования сенсорных представлений, а следовательно, умственного развития. Второе: полноценно разовьет мелкую моторику и координацию движений: дети научатся конкретным умениям в короткий срок (аккуратно переливать воду, завязывать банты, плести косичку, складывать бумагу в разных направлениях, стирать белье и т.д.). Третье: создаст необходимый фундамент для любого обучения: познавательный интерес, сосредоточенность, работоспособность. Четвертое: разовьет свободу выбора, умение принимать правила и рамки в коллективе, умение доводить начатую работу до конца (удерживать программу) и убирать рабочее место.
Можно продолжать список тех преимуществ, которые дала детям Монтессори-педагогика как личностно ориентированная система, но поскольку они общего характера, я не буду останавливаться на них.
Очень важно понимать, что абсолютно все мои новации, почерпнутые из Монтессори-метода, словно губка, "пропитаны" логопедией. Какой бы материал не брали дети, какие бы формы организации занятий не использовались - везде решаются речевые задачи. Я прошу это отметить, так как все направления работы логопеда связаны с коррекцией речи и наша группа не является исключением. Приемы Монтессори-педагогики в данном случае служат модернизации коррекционно-развивающего обучения детей в детском саду.
Сразу хочу отметить две важные детали: во-первых, я использовала лишь элементы Монтессори-метода и, во-вторых, осуществляла комплексный подход к обучению. Другими словами, созданная мной Монтессори-среда (элементы) включала в себя материалы и из практической жизни (зона актуального развития), сенсорики (зона и актуального и ближайшего развития) и кубиков Зайцева (как отдельный эксперимент). К сожалению, недоступными оказываются математические материалы и большинство сенсорных. Отдельные Монтессори-материалы по развитию речи использовались мной в кабинете и частично в группе: карточки по расширению словарного запаса и фигурки в пшене.
Исходя из реалий традиционного обучения в детском саду, я привнесла в работу группы лишь несколько основных принципов Монтессори-метода.
- Весь материал доступен детям в любое свободное от занятий время и в утренние часы после фронтального занятия-круга. Исключение составляет материал с бусинами: в отсутствие логопеда его убирают.
- Свободный выбор материала для работы, за исключением ситуаций, когда ребенку трудно сделать выбор или он нуждается в некотором руководстве со стороны взрослого - в установлении так называемых "рамок".
- Свободный выбор места, партнера и продолжительности работы с материалом.
- Введение кругов, где основополагающими моментами, на мой взгляд, являются свободная поза детей и ритуальность. Свободная поза на занятии помогает существенно увеличить его длительность и качество. Ритуальность помогает детям организовывать себя, концентрироваться, снимает проявления тревожности. Детям очень нравится эта ритуальность, предсказуемость частей круга, они с удовольствием поддерживают этот распорядок.
- Наличие одинаковых для всех правил. Специфика логопедической группы диктует свои условия при обучении детей, поэтому некоторые основополагающие принципы классического Монтессори-метода пришлось отменить или видоизменить. Например, в процессе презентаций материала, классический Монтессори-педагог во многих случаях должен минимально пользоваться речью. Но одной из основных задач логопеда является накопление и уточнение словарного запаса, поэтому в процессе презентаций я считаю уместным оречевление деятельности. Особенно важно развивать у детей умение планировать свою работу с помощью речи. Видоизменения относятся и к организации свободной работы с материалами: занятия длятся ровно столько, сколько отвел логопед, и дети должны оторваться от своей, даже незаконченной, работы для присутствия на других занятиях - музыкальном, физкультурном и т.д.
Организация работы группы строится следующим образом. В 9.00 - проводится круг, содержание которого соответствует традиционному планированию в средней логопедической группе. Структура круга традиционная для Монтессори-групп: ходьба на линии, приветствие, задания и игры для решения коррекционных задач, минутка тишины. Занятие длится в среднем 20 минут.
В 9.20 дети приступают к работе с материалами.
В 10.00 дети присутствуют на занятиях, предусмотренных сеткой, в том числе, на индивидуальных у логопеда.
Во второй половине дня дети также имеют возможность работать с любым материалом. Круги проводятся ежедневно, начиная с 1 сентября.
Преимущества такой организации занятий для педагогов и детей очевидны.
- Ежедневная сенсомоторная работа детей в группе снимает с логопеда необходимость заниматься ею в часы индивидуальных занятий. Освободившееся время логопед может уделить более глубокой лексико-грамматической работе или иной другой.
- За короткий срок дети овладевают очень высокой способностью к концентрации внимания и усидчивости, что тут же сказывается на индивидуальной работе. Эту тенденцию отмечают и родители. Происходит это за счет так называемого индивидуального интереса, благодаря которому дети могут работать с материалом не отрываясь по 20 минут. Замечено также, что все предложенные материалы актуальны для всех детей, но каждый из материалов имеет возможность усложнения. Таким образом в работе интересно и "сильным" и "слабым" детям. Бывает, что "слабые" дети учатся у "сильных", а "сильные" тем самым еще раз упражняют полученные навыки.
- Неподавленная познавательная активность в совокупности с поощряемой свободой выбора формирует у детей высокую мотивацию уже к любым занятиям. Им можно предлагать более сложные виды работ, опережающие программу.
- Порядок и дисциплину в группе во время таких занятий поддерживают сами дети, в замечаниях взрослого почти нет необходимости. Однако, при наличии у некоторых детей явных признаков расторможенности, гиперактивности, повышенного ВЧД, бывают деструктивные ситуации, которые нуждаются в активном вмешательстве взрослого. Тем не менее, общая тенденция в группе - тишина и занятость делом. Дети работают с удовольствием и руками и головой.
- Воспитатели имеют замечательную возможность заняться планированием, обустройством группы или иными делами в период с 9.00 до 10.00. Особенно это ценно в группах, где нет няни.
- Повышение обучаемости детей за счет активизации межполушарного взаимодействия: большинство материалов связаны с формированием рецепрокных движений, с аналитико-синтетической деятельностью коры БП. Активизируются центры лобных отделов мозга, что способствует развитию волевых процессов.
- Энергосберегающий принцип обучения как нельзя более проявлял себя в самостоятельной работе с материалами. Все чаще бывает так, что логопед просто наблюдает за детьми, изучает их особенности, делает выводы и показывает упражнения (то есть усложнения) с тем или иным материалом. Даже если нужна помощь, она требуется 1-2 детям, остальные работают сами. Очевидно, что когда детей не нужно постоянно завлекать на занятия или дергать замечаниями, тогда и логопеду легче. Круги в этом смысле проходят в несколько раз спокойнее традиционно организованных занятий, тем более, что одним из наших правил является добровольное присутствие на кругу. В первую неделю далеко не все дети соглашались присутствовать на общем занятии и предпочитали посидеть в сторонке или поработать с материалами. Сейчас отказов просто нет. Свобода выбора иногда делает чудеса.
Результаты, полученные в результате нововведений
Состав группы по диагнозам: 3 ребенка с ОНР 1 уровня, 5 детей - ОНР 2 уровня, 3 ребенка ? с ОНР 3 уровня.
Навыки самообслуживания.
Через 4 месяца обучения 2 ребенка научились завязывать банты, завязывают другим бантик на фартуке для стирки. Еще трое - заплетать косу. 8 человек свободно шнуруют рамку и завязывают узел. Все дети умеют застегивать пуговицы и ремни, молнию. Трудности у некоторых детей возникают с собственной одеждой, так как застежки порой сломаны или трудно застегиваются. Ходьба на линии с чашками с водой показала, что немного выплеснули воду 2 ребенка по 1 разу. Чашки носили в обеих и в 1 руке. Все дети умеют накладывать бусины пинцетом в пробирку, что говорит о высоком уровне зрительно-моторной координации. Все дети хорошо усвоили алгоритм стирки белья - дети сами убирают за собой, все тряпочки аккуратно развешаны и прикреплены прищепками.
Формирование сенсорных эталонов.
Через 4 месяца обучения: 2 ребенка еще с трудом усваивают цвета, но хорошо соотносят и узнают по названному слову. Остальные дети овладели названиями цветов. Редки ошибки при определении на ощупь тканей, тепловых табличек и материала для сортировки. Все дети овладели принципом сортировки, что для многих давалось с трудом даже под контролем зрения. Только 1 ребенок не может найти пару в работе с шумовыми коробочками. Остальные делают это уверенно.
Умственное и речевое развитие.
Дети научились рисовать на манке по образцу простые фигуры, у некоторых проявился интерес к написанию букв (спрашивают), сформировались такие понятия как "найди пару", "громкий, громче, тихий, тише", "сначала, потом", "от центра круга, к центру круга, впереди, сзади, вверх, вниз", "сравни", "найди такой же" и др., обогатился глагольный и предметный словарь. Так, при работе с карточками из расширения словарного запаса дети постоянно упражняются в классификации и обобщении предметов. 3 ребенка научились читать (по кубикам Зайцева, 1 раз в неделю). 1 ребенок - через 4 месяца обучения к еще 2 ребенка - позже на 2 месяца. К концу учебного года читали 5 детей.
Сложности в работе.
Быстрое насыщение материалами, однако ни помещение группы, ни финансовые возможности не позволяют существенно увеличить их количество. В первое время (примерно 3-4 недели) трудности ввода детей в группу: мне приходилось давать несколько презентаций чуть ли не одновременно, что противоречит здравому смыслу и очень утомляет. Однако, научившись чему-либо, дети уже работали самостоятельно, а некоторые "продвинутые" дети активно привлекались мной к помощи: например, научить кого-то из детей работе, помочь в уборке (в начале это давалось с трудом многим детям), в последующем - помочь завязать фартук, прочитать "поезд" из кубиков и т.д.
Еще одна трудность, о которой нельзя не упомянуть: дети, овладев теми или иными навыкам самообслуживания, часто не имели возможности применить их на практике. Многие педагоги, да и родители не придают значения формированию самостоятельности личности, как основу ее свободного развития. Я вижу, что это повод для более тщательной и продуманной работы с родителями и воспитателями.
Одно из основных условий при обучении детей по методу Монтессори - это применение на практике полученных знаний, иначе они остаются чисто академическими и теряют смысл. Наверно, многим людям трудно поверить, что не давая детям самостоятельно завязывать шнурки и убирать за собой посуду, можно нанести вред их личностному развитию и затормозить обучение в целом.
В настоящее время я продолжаю внедрение элементов Монтессори-педагогики в старшей группе для детей с ОНР (это те же дети, 2 год обучения). Принципы обучения не изменились, но сменились материалы для работы и количсетво фронтальных занятий-кругов (3 раза в неделю). Наши материалы теперь полностью связаны с сенсорикой, обучением чтению и письму.
Ассоциация Монтессори-педагогов России выдала группе и мне как педагогу экспертное заключение о целесообразности и результативности такой работы. В ближайшее время планирую закончить книгу о внедрении новейших технологий обучения в логопедическую группу.