П
ПАРАЛИЧ -
неспособность мышцы (группы мышц) к сокращению вследствие нарушенной иннервации.
ПАРЕЗ -
ослабление произвольных движений вследствие нарушенной иннервации мышц, группы мышц.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ -
отклонение от нормы в развитии ребенка, обусловленное недостатками обучения и воспитания; причинами могут быть: отсутствие правильного воспитания в семье, частая смена школ и преподавателей, недостаточное внимание учителей к отстающему ребенку, пропуски школьных занятий, безнадзорность. П.з. может возникнуть вследствие замедленного развития ребенка; так, дети, которые по этой причине оказываются не подготовленными к школьному обучению без применения в школе коррекционно-воспитательных мероприятий, вскоре становятся педагогически запущенными.
ПЕРИНАТАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ -
различные патологические состояния, обусловленные воздействием на плод вредных факторов до момента родов (пренатальные воздействия), во время родов (интранатальные) и в ранние сроки после родов (постнатальные).
ПЕРИНАТАЛЬНЫЙ (греч. peri - вокруг, около, лат. natalis - относящийся к рождению) -
период с 22-й недели внутриутробного развития до 7 дней после рождения.
ПЕРСЕВЕРАЦИЯ -
патологическое повторение действий, движений, одного и того же слова, мысли (следует разграничивать с теми случаями, когда такое поведение имеет скрытый психологический смысл).
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ -
целенаправленный поиск информации, совершенствование навыков добывания и использования знаний. Познавательная активность предполагает самостоятельность в постановке цели, настойчивость в решении задач, высокую степень заинтересованности, устойчивость внимания. Хотя уровень познавательной активности является врожденным свойством, для ее развития необходимо общение ребенка с окружающими людьми.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ -
психические процессы, направленные на познание окружающего мира. К познавательным процессам принято относить восприятие, ощущение, мышление, воображение, память, внимание.
ПОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ -
безотчетное поведение ребенка, определяемое объектами, случайно оказывающимися в поле его восприятия.
ПОСТАНОВКА ЗВУКА -
вызывание правильного звука, начальное формирование звукопроизносительных навыков.
ПОСТНАТАЛЬНЫЙ -
возникающий или происходящий непосредственно после рождения.
ПРАКСИС -
способность к выполнению целенаправленных автоматизированных двигательных актов.
ПРЕНАТАЛЬНЫЙ -
период развития человека до рождения.
ПРОИЗНОШЕНИЕ -
фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется. Сюда относятся навыки речевого дыхания, голосообразования, воспроизведения звуков и их сочетаний, словесного ударения и фразовой интонации, соблюдения норм орфоэпии.
ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ -
подготовительный; пропедевтический курс - подготовительный, вводный курс, систематически изложенный в сжатой и элементарной форме, предваряющей более глубокое изучение данной дисциплины.
ПРОПРИОЦЕПЦИЯ -
восприятие информации о состоянии опорно-двигательного аппарата (мышц, сухожилий, фасций, суставов), осуществляемое с помощью специфических механорецепторов - проприорецепторов.
ПРОСОДИЯ -
1) общее название для сверхсегментных свойств речи; 2) учение о принципах и средствах членения речи и соединения расчлененных частей, таких как повышение и понижение основного тона, расстановка ударений, относительное ускорение или замедление речи и разрыв произнесения.
ПСИХАСТЕНИЯ -
болезненное состояние психики, проявляющееся нерешительностью, боязливостью, впечатливостью, мнительностью, склонностью к навязчивым состояниям (навязчивые страхи, мысли и т.п.).
ПСИХИКА -
1) функция мозга, сущность которой заключается в отражении действительности в виде ощущений, восприятий, представлений, мыслей, чувств, воли и пр.; определяет качественное своеобразие поведения животных и человека. Высшая форма психики, возникшая в процессе общественного труда и связанная с развитием речи, - человеческое сознание; 2) духовная организация человека, совокупность его душевных качеств, душевный склад.
ПСИХИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА -
основная тема, волнующая ребенка, и связанное с ней эмоциональное настроение.
ПСИХОГЕНИИ -
психические расстройства, вызванные и обусловленные психическими травмами, тяжелыми переживаниями.
ПСИХОЗ -
тяжелое поведенческое расстройство, обусловленное нарушением вербальных, а также довербальных форм мышления и патологическим восприятием реальности.
ПСИХОМОТОРИКА -
индивидуальные, конституциональные, а также связанные с полом и возрастом особенности двигательных реакций человека.
ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ -
включает особенноси развития общей моторики, тонкой моторики рук, зритенльно-моторной координации, восприятия, психических функций и речи.
ПСИХОНЕВРОЛОГИЯ -
раздел медицины, включающий психиатрию и неврологию и изучающий пограничные их разделы - неврозы, психопатии и т.п., а также психогигиену и психопрофилактику.
ПСИХОПАТИЯ -
аномалия характера; неправильное, патологическое развитие, характеризующееся дисгармонией в волевой и эмоциональной сферах. Общая характеристика поведения при психопатиях включает следующие черты: неуравновешенность, упрямство, недисциплинированность, импульсивность, отсутствие критичности по отношению к своим поступкам, затрудненность социальных контактов, плохое приспособление к школьным требованиям. У психопатов перечисленные черты так заметны, что создают сразу выделяющуюся личность.
ПСИХОПАТОЛОГИЯ -
раздел общего учения о болезнях человека, изучающий закономерности появления, механизмы развития, причины возникновения и течение психозов, разрабатывающий принципы их классификации, методы лечения и т.п.
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ -
телесные (соматические) заболевания, вызванные психологическими причинами.
ПЭТ (PET) -
позитронно-эмиссионная томография, метод получения изображений мозга, при котором используются изотопы с коротким периодом полураспада, направленный на исследование локального мозгового метаболизма, который является признаком функциональной активности.