/
/
Статьи
Статья
Гиперактивные дети
Что делать, если ребенок постоянно находится в движении (кажется, что к нему "подключен моторчик")? А если он постоянно отвлекается на уроках и не может долго сидеть, выполняя домашние задания? Это вариант нормы или проявление заболевания?
К сожалению, такая картина часто свидетельствует о наличии заболевания, которое называется синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). С 1980-х годов в Международной классификации болезней (МКБ) СДВГ начали выделять как самостоятельное заболевание.
Дети и подростки, страдающие СДВГ, отличаются неусидчивостью, отвлекаемостью, гиперактивностью, импульсивностью. СДВГ представляет большую социальную проблему, так как встречается у достаточно большого количества детей в популяции и ведет к значительным нарушениям социальной адаптации. Например, известно, что дети и подростки, страдающие СДВГ, входят в группу риска по развитию алкоголизма и наркомании. По мнению большинства отечественных и зарубежных исследователей, данное заболевание встречается у 5-10% детей в популяции. СДВГ в 4-5 раз чаще бывает у мальчиков. В происхождении СДВГ играют роль генетические механизмы, неблагоприятные факторы во время беременности и родов.
В дошкольном возрасте основное проявление СДВГ - гиперактивность. В тяжелых случаях избыточная двигательная активность принимает характер расторможенности. Возникновение основных жалоб при СДВГ относится к младшему школьному возрасту. В этом возрасте проявляется проблема с сохранением внимания или способностью продолжать выполнение задания до победного конца. После поступления ребенка в школу проблемы возрастают. Описанные выше признаки часто сочетаются с тиками, головными болями, страхами.
Родителям детей, страдающих СДВГ, рекомендуется обратиться к врачу-неврологу, лучше в специализированный центр, где можно провести комплексное обследование, включающее электроэнцефалограмму и специальные психофизиологические тесты. Это позволит объективнее определить степень нарушения у ребенка и отделить "настоящие" проявления СДВГ от проблем, вызванных дефектами воспитания.
Общепринятым является положение, согласно которому лечение СДВГ должно быть комплексным, то есть включать как медикаментозную терапию, так и психотерапевтические методы. Безусловным фактором улучшения выступает создание позитивной модели отношения к ребенку. Мы рекомендуем говорить не столько о наказании, сколько об отсутствии поощрения: то есть не "кнут и пряник", а "пряник и отсутствие пряника". Родители должны сформировать систему поощрений. В качестве "пряника" могут выступать походы в кафе, компьютерные игры, просмотр телепередач, карманные деньги и т. д. Важно убедить родителей, что в сложившейся ситуации ребенок не виноват. Кроме этого, комплекс вины не должен сформироваться и у родителей.
При встрече врач знакомит родителей с общими принципами воспитания детей с СДВГ, обучает техникам, позволяющим изменять поведение ребенка. Психологические особенности гиперактивных детей таковы, что они невосприимчивы к выговорам и наказанию, но быстро реагируют на малейшую похвалу. Поэтому рекомендуется формулировать инструкции и указания для детей с СДВГ четко, ясно, кратко и наглядно. Родители не должны давать им одновременно несколько заданий, лучше дать те же указания, но по отдельности.
Существует еще один способ лечения СДВГ - метод биологической обратной связи, позволяющий с помощью компьютерной техники мозгу самому найти оптимальный способ работы и улучшить внимание. Суть метода заключается в том, что к голове ребенка крепятся электроды, посредством которых регистрируется биоэлектрическая активность мозга, отображающаяся на экране компьютера. В игровой форме "усилием воли" ребенку предлагается сознательно или бессознательно найти пути уменьшения патологической активности мозга и привести показатели энцефалограммы к норме (она тоже отображается на экране). Основная задача, стоящая перед ребенком, заключается в том, чтобы запомнить такое "нормальное" состояние и попытаться его если не сохранить, то хотя бы научиться вызывать по желанию. Но применять данное лечение у детей можно только начиная с 8-9 лет: маленьким детям трудно понять, что именно от них требуется.
Для лечения гиперактивных детей младшего возраста (начиная с 3 лет) применяется и воздействие слабого электрического тока на определенные зоны мозга - транскраниальная микрополяризация. Этот метод активизирует функциональные резервы мозга. После такого лечения отмечается значительное снижение невнимательности (повышение внимания), снижение гиперактивности, снижение показателей импульсивности. Очень широко данный метод применяется при лечении задержек психического и психоречевого развития, так как он позволяет уменьшить функциональную незрелость головного мозга.
В США и европейских странах наиболее широко в лечении СДВГ используются психостимулирующие средства. Употребление данных препаратов при их высокой эффективности очень часто сопровождается развитием побочных эффектов: в основном это бессонница, раздражительность, боли в животе, снижение аппетита, головные боли, тошнота, торможение роста.
В России для лечения СДВГ традиционно применяют ноотропные средства, положительно влияющие на высшие интегративные (объединяющие) функции головного мозга. Необходимо помнить, что лекарственные препараты можно принимать лишь строго по назначению врача-невролога.
ЧУТКО Леонид Семенович
Доктор медицинских наук, заведующий центром нейротерапии Института мозга человека РАН, заведующий кафедрой психосоматики и психотерапии факультета клинической психологии СПбГПМА, врач-невролог-психотерапевт.
 
2004-2024, Проект Н.С. ИльинойКАРТА САЙТА
Публикация материалов сайта допускается только при наличии прямой ссылки на www.defectolog.ru