О необходимости включения психологического сопровождения в лечение детей с речевой патологией
Существует ряд психопатологических причин, приводящих к нарушению речевого развития. Практика показывает, что у 90% детей с речевой патологией имеется ряд психических нарушений. В таком случае, логопедическая работа становится низкопродуктивной, чрезмерно продолжительной, не приводящей к стойким и эффективным результатам.
Речевая функция имеет тесную взаимосвязь с ВПФ - высшими психическими функциями и входит в их структуру. Любое нарушение речи, даже лёгкая дизартрия, может нарушать общее функционирование психики или по системе взаимодействия – оказаться следствием имеющихся нарушений (например при олигофрении, минимальной мозговой дисфункции, гидроцефальном , гипертензионном и церебростеническом синдромах, вегето-сосудистой дисфункции и нарушении трофики сосудов мозга). Выявление данного взаимовлияния можно определить после проведения нейропсихологической диагностики.
В каких случаях необходима нейропсихологическая диагностика и психологическая реабилитация:
- если речевая патология имеет в основе невротический фон или органическое поражение ЦНС (ПЭП, ММД, РДА, логоневроз, астено-невротический синдром, олигофрения и т.д.);
- если у ребёнка появилась задержка речевого развития, заикание или отказ от речи (мутизм) после перенесённого стресса (семейного, адаптационного и др.)
Психологическая реабилитация включает:
- расширенный вариант логопедического массажа;
- дифференцированную речевую тренировку;
- коррекцию сопряжённых с речью, имеющих недостаточность ВПФ (слухоречевое внимание, слухоречевую память, слухоречевое восприятие, мышление и т.д.);
- послестрессовую психотерапию (в отдельных случаях).
Психопатологический подход к лечению речевой патологии приводит к качественному и надёжному лечению, позволяет не ускользнуть из поля зрения специалиста, значимых психологических проблем, остающихся за "ширмой" в работе логопеда.