/
/
Статьи
Статья
Рекомендации по отбору детей в классы компенсирующего обучения
Приказ Министерства образования РФ от 08.09.1992г. N 333.
В классы компенсирующего обучения принимаются или переводятся дети "группы риска", не имеющие выраженных отклонений в развитии (задержки психического развития церебрально-органического генеза, умственной отсталости, выраженных нарушений речи, слуха, зрения, двигательной сферы). При нормальном интеллектуальном развитии дети "группы риска" на начальных этапах обучения испытывают трудности в усвоении учебных занятий и умений из-за низкой работоспособности вследствие соматической ослабленности, частичных отставаний в развитии высших психических функций или педагогической запущенности, возникающей в неблагоприятных микросоциальных условиях воспитания и обучения. У этих детей не обнаруживается нарушений памяти, перцептивных и мыслительных процессов, вместе с тем для них характерен низкий уровень выполнения учебных и внеучебных заданий, обусловленный сниженной мотивацией и отсутствием познавательных интересов. При этом наблюдается недостаточный самоконтроль, неустойчивость и слабая целенаправленность деятельности, повышенная отвлекаемость, импульсивность, гиперактивность.
Перечисленные особенности в сочетании с нарушениями памяти, восприятия, мышления характерны для детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза или с умственной отсталостью, что является важным критерием в дифференциально-диагностическом плане при выборе образовательного учреждения для таких детей.
Ведущим в характеристике детей "группы риска" является сниженная работоспособность различной природы: при повышенной утомляемости у соматически ослабленных детей и в связи с расстройствами поведения.
Основными медицинскими показаниями к отбору детей в классы компенсирующего обучения являются:
  1. Нарушение работоспособности в связи с повышенной утомляемостью:
    а) астеническое состояние у соматически ослабленного ребенка (например, хронические заболевания внутренних органов, аллергия, хронический тонзиллит, постинфекционная астения и др.);
    б) церебростенические состояния (компенсирования и субкомпенсирования, гидроцефалия, цереброэндокринные состояния, постсоматическая и посттравматическая астения) без нарушения интеллектуального развития;
    в) астено-невротические состояния соматогенной и церебрально-органической природы (нарушения сна, аппетита, вегетососудистая дистония);
    г) астенические состояния на фоне нерезко выраженных сенсорных дефектов.
  2. Нарушение работоспособности в связи с расстройствами поведения);
    а) сиитуацоннрые реакции с нарушением поведения (патохарактерологические реакции и патохарактерологическое развитие);
    б) невротические и неврозоподобные состояния (страхи, тики, легкое заикание, не требующие обучения в условиях речевой школы, энурез, энкопрез);
    в) психогенное патологическое формирование личности;
    г) синдром истинной невропатии;
    д) избирательный мутизм на фоне реабилитационных мероприятий;
    е) синдром психофизического инфантилизма;
    ж) синдром раннего детского аутизма (негрубые проявления, нормальный уровень интеллектуального развития);
    з) психопатические синдромы (по типу аффективной возбудимости, неустойчивости, истероидности, психостении);
    и) некоотрые психические заболевания в стадии ремиссии (шизофрения, эпилепсия);
    к) легкие проявления двигательной патологии церебрально-органической природы (без нарушений интеллектуального развития), не требующие направления в специальную школу.
  3. Показанием к приему в классы компенсирующего обучения является также педагогическая запущенность детей с нормальным интеллектом, обусловленная воспитанием в неблагоприятной микросоциальной среде, трудностями адаптации в дошкольных учреждениях.
Противопоказанием для направления детей в классы компенсирующего обучения является наличие следующих клинических форм и состояний:
а) задержка психического развития церебрально-органического генеза;
б) олигофрения;
в) деменция органического, шизофренического и эпилептического генеза;
г) наличие выраженных нарушений функций слуза, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата.
Дети, страдающие различными видами слабоумия, задержкой психического развития, могут быть направлены в специальные образовательные учреждения (классы, группы) коррекционного характера.
Источник:
М.А Поваляева. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону, 2006.
 
2004-2024, Проект Н.С. ИльинойКАРТА САЙТА
Публикация материалов сайта допускается только при наличии прямой ссылки на www.defectolog.ru