Главная > Страницы специалистов > Институт Мозга Человека РАН (С-Петербург) врач-невролог Чутко Леонид Семенович невролог-логопатолог Ливинская Анна Михайловна >
Статьи
Институт Мозга Человека РАН (С-Петербург) д.м.н. Чутко Л.С., зав. лабораторией врач-невролог высшей категории
Ливинская А.М., детский невролог, кандидат медицинских наук
Нарушения речи у детей. Причины и виды
Тики у детей
Электроэнцефалография (ЭЭГ) - функциональное исследование головного мозга.
Гиперактивные дети
Транскраниальная микрополяризация (ТКМП)
Биологическая обратная связь
Головные боли
Школьные трудности: причины и пути преодоления
Развитие ребенка до года
[1]
Реклама
Развитие ребенка до года.
Период до года - это один из важнейших этапов жизни ребенка. В это время развитие происходит особенно быстро. Своевременная диагностика нарушений позволяет избежать многих существенных осложнений, в то время как знание возрастной нормы и закономерностей развития позволяет избежать гипердиагностики. Именно поэтому наблюдение педиатра и невролога на первом году жизни должно быть регулярным.
В этой статье приводятся основные этапы развития ребенка. Если Ваш малыш не выполняет какие-либо из перечисленных требований, не ждите долго, проконсультируйтесь с врачом.
1 месяц.
Младенец уже не такой беспомощный, как в первые дни после рождения. Он уже кое-что умеет!
Лежа на животе поднимает голову и пытается ее удерживать.
В положении на спине захватывает пальцы взрослого и "подтягивается" за ними, отрывая "блоком" туловище и голову от горизонтальной поверхности.
Когда к малышу обращаются с ласковыми словами, он начинает прислушиваться, издавать первые звуки, улыбаться.
На первом месяце появляется крик, выражающий эмоции.
Ребенок пытается следить за яркой погремушкой, если ей плавно поводить у него перед глазами.
2 месяца.
Лежа на животе, малыш хорошо приподнимает и удерживает голову.
Ручки еще сжаты в кулачки, но ребенок уже тянет их ко рту и к игрушкам.
Появляется гуление, сопровождающееся общими двигательными реакциями.
Малыш легко следит за движущимся предметом, поворачивает голову к источнику звука, много улыбается.
3 месяца.
В три месяца в положении лежа на животе, ребенок долго удерживает голову в вертикальном положении, опираясь на предплечья.
В положении на спине пытается перевернуться на живот.
Он уже может сосредотачивать взгляд на неподвижном предмете.
Появляется комплекс оживления - при виде матери и ласковом обращении ребенок улыбается, гулит и оживленно двигает руками и ногами.
4 месяца.
В положении на животе ребенок уверенно опирается на предплечья под прямым углом.
В положении на спине приподнимает голову, переворачивается со спины на живот.
Малыш уже узнает мать, отца и близких, эмоционально реагирует при их появлении.
Появляются истинное певучее гуление, смех, слезы, хныкание.
Движения ручками становятся направленными, ребенок захватывает игрушку перед грудью двумя руками, может удерживать и рассматривать ее. Часто малыши подолгу рассматривают свои ручки то приближая, то отдаляя их от глаз.
Ребенок прислушивается и ищет глазами источник звука, поворачивает голову в его сторону.
5 месяцев.
Лежа на животе, ребенок опирается на вытянутые руки, может даже какое-то время опираться на одну руку.
Пытается переворачиваться с живота на спину и ползать.
На спине при подтягивании за руки присаживается, тянется за предметом.
Захватывает игрушку 1 рукой, тянет в рот, перекладывает из руки в руку.
Активно выражает свои эмоции, начинает различать своих и чужих, строгий и ласковый тон, откликаться на свое имя.
Если малыша поддерживать под мышки, он опирается на ножки и ровно стоит.
6 месяцев.
Малыш самостоятельно поворачивается с живота на спину, из положения на спине при подтягивании за ручки садится.
В этом возрасте появляется лепет, повторение слогов "ба", "ма".
Ребенок понимает свое имя и реагирует на него, начинает кушать с ложки, сидеть в детском стуле.
В этом возрасте обычно прорезываются первые зубы, поэтому по ночам малыш может плохо спать и капризничать.
7 месяцев.
Ребенок пытается самостоятельно садиться, посаженный сидит, опираясь на руки.
Ползает на животе.
Хорошо манипулирует игрушкой - перекладывает, стучит, размахивает, бросает.
Во время бодрствования он подолгу лепечет, произнося одни и те же слоги, а на вопрос "где" пытается разыскать знакомый предмет.
8 месяцев.
В этом возрасте ребенок самостоятельно садится и из этого положения ложится.
Стоит на четвереньках и встает на колени, иногда встает и переступает у опоры.
Пьет из чашки с поддержкой.
Сам может держать в руке сухарик и грызть его.
По просьбе показывает "сороку-ворону", "ладушки", громко и четко произносит отдельные слоги.
9 месяцев.
Малыш хорошо ползает на четвереньках, из положения сидя при помощи опоры встает на ноги, переступает у опоры, иногда ходит за ручку.
Сидя с удовольствием играет в игрушки.
Активность и любознательность не знают предела! Очень важно позаботиться о безопасности малыша.
10 месяцев.
Ребенок умеет ходить у опоры, придерживаясь 1 рукой.
Активно подражает взрослым - повторяет слоги и действия.
Знает на слух названия знакомых предметов, понимает слова "где", "дай", отвечает действием.
11 месяцев.
Ребенок самостоятельно стоит, приседает с поддержкой за опору, некоторые делают первые шаги. Движения становятся более координированными и уверенными.
Появляются первые слова, лепет ребенка становится более разнообразным и сложным.
12 месяцев.
Ребенок самостоятельно ходит.
Знает много названий предметов и действий, имена близких людей.
Понимает слово "нельзя", исполняет поручения "принеси", "дай".
В играх начинает прослеживаться сюжетная линия - кормит, укладывает куклу, катает ее в машинке.
Говорит около 10 слов, выполняет определенные просьбы.
Самостоятельно ходит, активно передвигается по всему дому, много и разнообразно взаимодействует с различными предметами.

Врач невролог Центра нейротерапии Института мозга человека РАН
кандидат медицинских наук Ливинская Анна Михайловна
Реклама

2004-2013, Проект Н.С. Ильиной
КАРТА САЙТА * ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Публикация материалов сайта допускается только при наличии прямой ссылки на www.defectolog.ru