Главная > Страницы специалистов > Институт Мозга Человека РАН (С-Петербург) врач-невролог Чутко Леонид Семенович невролог-логопатолог Ливинская Анна Михайловна >
Статьи
Институт Мозга Человека РАН (С-Петербург) д.м.н. Чутко Л.С., зав. лабораторией врач-невролог высшей категории
Ливинская А.М., детский невролог, кандидат медицинских наук
Нарушения речи у детей. Причины и виды
Тики у детей
Электроэнцефалография (ЭЭГ) - функциональное исследование головного мозга.
Гиперактивные дети
Транскраниальная микрополяризация (ТКМП)
Биологическая обратная связь
Головные боли
Школьные трудности: причины и пути преодоления
Развитие ребенка до года
[1]
Реклама
Биологическая обратная связь
С конца 60-начала 70-х годов нашего века большое внимание уделяется исследованиям в области биологической обратной связи. Создатель кибернетики Норберт Винер определил "обратную связь" как способ регулирования на основе непрерывного поступления информации о функционировании системы. Анализ этой информации помогает человеку развить навыки самоконтроля и позволяет впоследствии научиться изменять эту функцию произвольно. Н.П.Бехтерева подчеркивает, что у биологической обратной связи (БОС) отсутствуют нежелательные влияния, так как используются воздействия, максимально приближенные к физиологическим. цель биологической обратной связи заключается в том, чтобы повысить уровень осознания и произвольного контроля физиологических процессов, обычно не осознаваемых и не контролируемых произвольно, сначала путем контролирования внешних сигналов, а затем путем сознательного регулирования внутреннего физиологического состояния или усвоения такого типа поведения, которое будет предотвращать возникновение симптомов, устранять или ослаблять их вскоре после возникновения. Эти методы обеспечивают направленную активацию структурно-функциональных резервов мозга в целях преодоления факторов устойчивого патологического состояния. Иными словами человек во время сеанса учится сам управлять своим здоровьем. До его сведения доводится вся информация о состоянии какой-то физиологической системы головного мозга (системы, которая требует лечения), о том, как протекают там процессы, какие замечены патологии, и как организм реагирует на эти патологии. В результате пациент начинает более остро воспринимать симптомы-нарушения, постепенно учится контролировать их (и соответственно работу всей системы), вырабатывает стратегию поведения, позволяющую устранить эти симптомы.
Биосвязь активно используется для изменения функционального состояния центральной нервной системы на основе перестроек показателей биоэлектрической активности мозга - электроэнцефалограммы (ЭЭГ-БОС). Сеансы ЭЭГ-БОС осуществляются с помощью зрительного сигнала обратной связи. Перед занятиями пациенту обязательно доходчиво объясняют, как будет проходить процедура, зависимость параметров обратной связи от состояния мозга. Ему предлагают расслабиться, постараться уменьшить мышечное напряжение. Визуальная обратная связь обеспечивается изображением на мониторе гистограммы этого отношения в виде столбца голубого цвета на сером фоне, разделенном горизонтальной чертой на верхнюю (светло-серую) и нижнюю (темно-серую) половины. Высота столбца меняется в зависимости от мощности управляемого ритма в ЭЭГ пациента.
В течение процедуры пациент должен постараться не только почувствовать, но и разумом осознать свое внутреннее состояние, зарегистрировать те моменты, когда высота столбца превышает разделительную (пороговую) черту, запомнить эти ощущения и научиться воспроизводить их, а также удерживать в своем сознании на протяжении всего тренинга. Кроме этого процедура ведется и от нижнего порога (отношение минимального значения ритма пациента к сумме мощности остального спектра), при достижении которого на мониторе также появляется сигнал обратной связи. Для того чтобы привести больного в состояние особой сосредоточенности, ему предлагают сфокусировать свое внимание на какой-либо точке вблизи монитора, но так чтобы не терять из виду сигнал обратной связи. Если в это время столбик на мониторе повышается, пациент понимает, что он действует правильно. И пытается опять-таки зафиксировать это в своем сознании.
Курс ЭЭГ-БОС составляет в среднем 15-20 сеансов, занятия проводятся 2-5 раз в неделю в зависимости от состояния здоровья больного и его реакции на процедуры. Преимуществом этого метода является активное участие пациента в лечебном процессе. Метод абсолютно безопасен, так как при его использовании не оказывается физического воздействия а происходит психофизиологический тренинг в ходе которого мозг обучают работать в правильном режиме.
Наибольшее применение данный метод нашел в лечении детей и подростков, страдающих различными невно-психическими расстройствами. Все методики применения ЭЭГ-БОС можно условно разделить на две группы: активирующий тренинг и релаксационный (расслабляющий) тренинг.
Активирующий тренинг используется в лечении синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Отмечено, что после такого курса дети становятся внимательнее, улучшается успеваемость. Такой тренинг используется также в лечении астенических состояний у подростков, характеризующихся повышенной невнимательностью.
Релаксационный тренинг используется у детей с преобладанием в поведении импульсивности, эмоциональной лабильности. С помощью такого тренинга можно добиться уменьшения страхов. Дети становятся спокойнее, улучшается поведение в школе и дома. Данная методика очень эффективна в лечении тиков.
Метод ЭЭГ-БОС также используется в лечении мигрени, головных болей напряжения, неврозов.
Так в Центре нейротерапии Института мозга создана методика лечения головных болей напряжения у детей с помощью релаксирующего тренинга. После такого лечения отмечалось не только снижение частоты приступов боли, но также улучшались настроение и сон.
Реклама
купить иностранный диплом цена.

2004-2013, Проект Н.С. Ильиной
КАРТА САЙТА * ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Публикация материалов сайта допускается только при наличии прямой ссылки на www.defectolog.ru