Главная > Страницы специалистов > Институт Мозга Человека РАН (С-Петербург) врач-невролог Чутко Леонид Семенович невролог-логопатолог Ливинская Анна Михайловна >
Статьи
Институт Мозга Человека РАН (С-Петербург) д.м.н. Чутко Л.С., зав. лабораторией врач-невролог высшей категории
Ливинская А.М., детский невролог, кандидат медицинских наук
Нарушения речи у детей. Причины и виды
Тики у детей
Электроэнцефалография (ЭЭГ) - функциональное исследование головного мозга.
Гиперактивные дети
Транскраниальная микрополяризация (ТКМП)
Биологическая обратная связь
Головные боли
Школьные трудности: причины и пути преодоления
Развитие ребенка до года
[1]
Реклама
Тики у детей
Очень часто к врачу-неврологу обращаются родители с жалобами на то, что у их ребенка появились непроизвольные, отрывистые, повторяющиеся движения, такие как моргания, нахмуривание лба, поднятие бровей и т.д. Такие движения называют тиками.
Тики являются очень распространенным заболеванием, ими страдает от 4% до 10% всех детей, чаще мальчики. В происхождении тиков играют роль генетические механизмы, патология периода беременности и родов, а также психосоциальные факторы. Всегда следует иметь в виду возможность воздействия нескольких факторов, влияющих друг на друга.
Психологические факторы (неблагоприятная семейная обстановка, разлука с одним из родителей в результате распада семьи, плохие отношения в детском коллективе) играют роль провоцирующего или усиливающего фактора. У некоторых детей заболевание появляется после первых дней занятий в школе, на фоне школьного адаптационного стресса ("тики первого сентября").
Наиболее часто тики появляются в возрасте 5-7 лет. Они напоминают нормальные координированные движения и значительно усиливаются под влиянием эмоциональных стимулов - тревоги, страха, смущения. Любая попытка подавить усилием воли появление тика неизбежно ведет к нарастанию напряжения и тревоги.
Тики могут быть двигательные (моторные) и голосовые (вокальные). Наиболее часто первыми отмечаются тики в виде мигания. Сочетание двигательных и вокальных тиков называется синдром Жиль де ля Туретта. Иногда вокальные тики могут проявляться в виде копролалии (произнесение агрессивных, оскорбительных или социально неадекватных слов или фраз).
Очень часто тики сочетаются с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) который характеризуется невнимательностью, отвлекаемостью, излишней подвижностью ребенка.
В случае возникновения тиков родители должны обратиться к врачу-неврологу. Большую роль в лечении тиков занимает психологическая коррекция. Так как дети с тиками характеризуются низкой самооценкой и повышенной тревожностью необходимо ободрять пациентов, внушать им веру в себя. Также необходимо, что бы родители поняли, что тики не произвольны. Не имеет смысла сдерживать тики, также нельзя акцентировать внимание ребенка на его "лишних" движениях. Самым важным в лечении тиков является не отсутствие гиперкинезов, а хорошая социальная адаптация ребенка.
Особую роль в лечении тиков играет психотерапия. Для лечения тиков применяются следующие психотерапевтические методики: гипнотерапия, аутогенная тренировка, поведенческие методы терапии. В лечении тиков используются препараты уменьшающие гиперкинезы: транквилизаторы и нейролептики. В центре нейротерапии Института мозга человека Российской Академии Наук (Санкт-Петербург) успешно применяются немедикаментозные методы: биологическая обратная связь, транскраниальная микрополяризация.
Транскраниальная микрополяризация (ТКМП) - лечебное применение постоянного электрического тока небольшой силы на ткани головного мозга. Поляризация с помощью слабого постоянного тока используется для направленного и регулируемого воздействия на уровень возбудимости нервной ткани. В результате данного лечения регистрируется уменьшение выраженности тиков у 76% пациентов. Курсовое лечение состоит из 8-12 процедур, которые хорошо переносятся, и проводятся амбулаторно.
Биологическая обратная связь (БОС). Этот метод обеспечивают направленную активацию структурно-функциональных резервов мозга в целях преодоления факторов устойчивого патологического состояния. В настоящее время активно используется биологическая обратная связь на основе перестроек электроэнцефалограммы (ЭЭГ-БОС). С помощью такого тренинга можно добиться уменьшения тиков, снижения уровня тревоги. Дети становятся спокойнее, улучшается сон, поведение в школе и дома. Данная методика применима для детей от 9 лет.
Заведующий центром нейротерапии Института мозга человека РАН д.м.н. Чутко Л.С.
Реклама

2004-2013, Проект Н.С. Ильиной
КАРТА САЙТА * ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Публикация материалов сайта допускается только при наличии прямой ссылки на www.defectolog.ru