МЕДЛИТЕЛЬНЫЕ ДЕТИ, ИЛИ СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ
Елена Окулова, детский психолог
Темперамент ребенка проявляется очень рано. Понаблюдайте внимательно за поведением сына или дочери. Вот четыре ситуации, предложенные отечественным психологом В.И. Жуковской, разработавшей тест "Определение типа темперамента ребенка".
Ситуация первая. Как реагирует ребенок, если возникает необходимость быстро, безотлагательно действовать? Он включается либо неторопливо, либо робко, осторожно.
Ситуация вторая. Как реагирует ребенок на замечание взрослого? Ребенок либо молчит, принимает к сведению, обдумывает, либо обижается, долго переживает, плачет.
Ситуация третья. Как разговаривает ребенок в значимых для него ситуациях? Спокойно и уверенно или, наоборот, с сомнением, неуверенно, оглядываясь на других.
Ситуация четвертая. Как ведет себя ребенок в непривычной для него обстановке (в кабинете врача, в аэропорту)? Внимательно обстоятельно рассматривает все вокруг? Или слушается взрослых, ведет себя застенчиво? *
Первый тип реакции говорит о том, что перед вами - флегматик. Второй - что у вашего ребенка преобладают черты меланхолика. Более того. У этих двух темпераментов есть черты, которые создают "общие" проблемы в воспитании. Это - молчаливость, необщительность и, конечно же, медлительность и нерасторопность.
Медлительность проявляется во всем. Утром таких детей не заставишь одеться, а вечером - умыться и лечь в постель. К завтраку не дождешься, а ужин растягивается на неопределенное время. Ох уж это время! Что только не делают родители, чтобы приучить ребенка быстро собраться на ту же прогулку: и раскладывают одежду, и обещают награду, и упрашивают поторопиться. Кончается все, как правило, шлепком, слезами и тем, что снова курточку на ребенка натягивает бабушка, а сапоги - мама.
Для начала постарайтесь не раздражаться, а просто поставьте будильник на полчаса раньше, чтобы у вас появился запас времени. Выработайте последовательную тактику. Скажите ребенку, что если через определенное время он не будет готов, то в детский сад ему придется идти в пижаме.
Не бойтесь предоставлять ребенку право выбора. Даже если из чувства упрямства он с восторгом согласится идти в пижаме, скорее всего, чем ближе вы будете подходить к детскому саду, тем быстрее чувство бунтарства уступит место неуверенности. Видя его колебания, не тащите бунтаря вперед с тайной мыслью наказать: "Он сам этого добился"! Воспользуйтесь моментом и переоденьтесь в каком-нибудь удобном месте.
* Лютова Е.К., Монина Е.Б., Тренинг общения с ребенком, 2003
Если вы человек эмоциональный, быстро раздражающийся, может, вообще не стоит вести такую "кровавую" битву за одевание? В конце концов, любой ребенок научается сам натягивать штанишки, застегивать пуговицы и даже зашнуровывать ботинки!
Как-то мы разбирали подобный случай с мамой первоклассника. Выяснилось, что после родов мама на работу не вышла, а все свое время посвятила ребенку. До школы претензий к сыну не было. Мальчик рос тихим, не бегал, как многие дети, ничего не бил, игрушки всегда убирал в коробку. В общем, был "удобным" ребенком. "Неудобным" он стал, попав в новую для себя среду, с другим, отличным от домашнего, ритмом. Но кто же виноват, что сказались два фактора: темперамент мальчика и отсутствие детсадовского опыта? Мама стала раздражаться. Но ведь ребенок не изменился, изменилась ситуация.
Как себя вести в таком случае? Прежде всего, "сменить гнев на милость". Ребенок не понимает, чем вызвано раздражение матери на те формы поведения, которые раньше только поощрялись. А возникающий скрытый протест - на открытый протест такие дети, как правило, не способны - только усиливает тенденцию "все затягивать" и "откладывать на потом". Более того, постоянная "подгонка" со стороны матери и учителей приводит к тому, что у ребенка не формируется адекватная оценка того, сколько нужно времени для того или иного дела, и он постоянно опаздывает. В этой ситуации полезно сесть вместе с ребенком и буквально "по минутам" расписать его день. Посчитайте, сколько времени сыну или дочери требуется на выполнение домашнего задания. И обязательно предусмотрите "неприкосновенный запас" - дополнительный час, который можно будет использовать, если ребенок не уложился в срок. Не стоит "отнимать" время от игр и отдыха. Гораздо эффективнее похвалить за самую маленькую, но победу над нерасторопностью. А если ребенок делает успехи, поощрите его "королевским подарком" - часами!
Не бойтесь обсудить проблему с учителем. Сообща вы быстрее выработаете тактику "взаимодействия", чтобы ребенок не чувствовал себя "плетущимся в хвосте".
Иногда медлительность не связана с темпераментом. Очень часто родители сталкиваются с ситуацией, когда ребенок, садившийся за уроки без принуждения, вдруг начинает всячески оттягивать момент выполнения домашнего задания. Это тревожный сигнал, который может говорить о том, что ребенок "разлюбил" школу, об усталости, о перенапряжении, о том, что ребенок по каким-то предметам стал не успевать. Обратите внимание на оценки - не изменились ли они в худшую сторону, предложите сыну или дочери помощь. И конечно же, загляните в школу побеседовать с классным руководителем.
Нередко дети просто "тянут время". Например, когда нужно идти к зубному врачу. Зато в цирк или в кино они собираются быстрее всех членов семьи. Стоит ли бороться с "выгодной" для ребенка медлительностью? Думаю, нет. Чаще всего все воспитательные меры заканчиваются слезами воспитуемого и раздражением воспитателя. Малыша дошкольного и младшего школьного возраста родителям проще в каких-то ситуациях одеть самим. Ребенка постарше можно поторопить, молча "постояв у него над душой"!
Перепечатка статьи допускается только с письменного разрешения автора