Педагогическая реабилитация детей после кохлеарной имплантации с РАС (расстройствами аутистического спектра)
Педагогическая реабилитация
детей после кохлеарной имплантации с РАС
(расстройствами аутистического спектра)
Аменицкая Татьяна Станиславовна
учитель-дефектолог высшей категории
В настоящее время среди детей с КИ, воспитанников нашего детского сада, увеличилось число детей со сложными (комплексными) нарушениями развития. Дети данной категории нуждаются в особой организации воспитательно-образовательной работы, её содержании, формах и методах, которые должны быть адекватны их возможностям.
Дети с КИ со сложными нарушениями развития получают коррекционную помощь в обычной группе детского сада, где они с учётом испытываемых затруднений объединены в подгруппу, а в некоторых случаях работа осуществляется по индивидуальным программам развития ребёнка, составленными сурдопедагогом, воспитателями, психологом после комплексного психолого-педагогического обследования. В моей группе есть дети с КИ, у которых нарушение слуха сочетается с первичной задержкой психического развития, умственной отсталостью, аутистическими чертами личности. Рассмотрим особенности реабилитации имплантированных детей с РАС.
Психолого-педагогическая
характеристика ребенка с РАС
Основная особенность- нарушение или задержка в развитии высших социализированных форм поведения, которые предполагают взаимодействие с другим человеком, где необходимы:
- учет мыслей
- учет чувств
- учет поведенческих реакций
Внешние проявления РАС
• Аутизм - предельное «экстремальное» одиночество ребенка
• Снижение способности к установлению эмоционального контакта (визуального, вербального), коммуникации и социальному развитию
• Стереотипность в поведении - стремление сохранять постоянные привычные условия жизнедеятельности
• Характерная задержка и нарушение речевого развития
• Мутизм- отказ от речи
• Раннее проявление расстройств (до 2,5 лет)
Особенности развития познавательной сферы
• Внимание
-крайне низкий уровень активного внимания,
-нарушены целенаправленность и произвольность внимания
• Ощущения и восприятие
- повышенная сенсорная ранимость, которая купируется игнорированием воздействий
- предпочтение предметов, а не человеческого лица
• Память и воображение
- хорошая механическая память, информация не перерабатывается, а хранится целыми блоками
- патологическое фантазирование способствует закреплению разнообразных страхов
• Речь
-практически отсутствует реакция на говорящего, о себе говорит (если говорит) в 3-м лице, «попугайная» штамповая речь
• Мышление
- трудности произвольного обучения
- неспособность целенаправленно разрешать реально возникающие задачи
- трудности переноса накопленных знаний в разные жизненные ситуации
- трудности в понимании временно- пространственной организации жизни
Все эти проявления и особенности развития увеличивают сложность работы по реабилитации ребёнка.
Особенности общения и проведения НОД (непосредственной организованной деятельности)
с имплантированным ребенком с РАС
• Установление контакта (понимание интересов ребенка). Принимать ребёнка таким, какой он есть. Как можно чаще разговаривать с ребёнком
• Использование методов игротерапии
• Использование методов холдинг-терапии (родителями)
• Ориентировка на «сверхценный» интерес ребенка- картинки, журналы, сенсорные стимулы и другое. Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребёнка)
• Использование музыкальных зарисовок, песенок для привлечения внимания
• Привлечение родителей к установлению контакта с педагогом и к организации НОД
• Четкое планирование заданий к НОД с помощью фотографий, картинок, знаков (алгоритмов действий). Терпеливо объяснять ребёнку смысл его деятельности, используя чёткую наглядную информацию (схемы, карты …)
• Планирование деятельности ребенка в процессе НОД. Избегать переутомления ребёнка
• Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения. Обязательное поощрение ребенка в конце каждого задания и всей НОД
Рекомендации для родителей имплантированных детей с РАС и упражнения, которые можно использовать при реабилитационных мероприятиях читайте в следующей статье.