ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В
качестве причин неуспеваемости ребенка можно назвать множество самых
разных обстоятельств (часто болеет, поменялись школа и учительница),
черт личности и характера (застенчивость, агрессивность, чрезмерная
активность и непоседливость), ситуаций (конфликт в семье,
неприязненные отношения с учителями и одноклассниками) и т. д. Все
это можно объединить в три группы факторов:
психологические, педагогические и патологические.
Психологические факторы.
У первоклассника еще не настолько развита
саморегуляция, чтобы он мог целенаправленно осуществлять учебную
деятельность в течение нескольких часов подряд. Традиционное обучение
- в основном, методами сообщения и показа - требует от ребенка таких
учебных действий, которые внешне выглядят как пассивные:
слушание, чтение, наблюдение. Однако на самом деле для успешного
усвоения учебного материала эта внешняя пассивность должна
сопровождаться высокой внутренней активностью, мобилизацией всех
ресурсов внимания, памяти и мышления.
Недостаточность
этих ресурсов - первая психологическая причина неуспеваемости. Вторая
- несформированные у ребенка умения самостоятельно управлять своей
умственной деятельностью, то есть использовать свои ресурсы:
сосредоточиться на учебном задании (произвольное внимание),
целенаправленно запоминать и воспроизводить информацию (произвольная
память), сравнивать, обобщать и делать выводы для получения новых
знаний.
Третий
психологический фактор неуспеваемости - недостаточность или нарушения
мотивации. Любая деятельность, в том числе и учебная, должна чем-то
побуждаться, то есть иметь мотив, иначе она просто не осуществляется.
Для учебной деятельности мотивы могут быть внутренними и внешними.
Внутренние мотивы - это любознательность, интерес, стремление понять
окружающий мир, увлеченность самим процессом познания. В основе
внутренних мотивов лежат врожденные потребности: в
умственной активности, получении информации, новизне. Эти потребности
изначально присутствуют в психике каждого ребенка, хотя их
интенсивность может сильно различаться у отдельных детей. Иногда она
бывает настолько низкой, что сами по себе внутренние мотивы не могут
обеспечивать успешное обучение ребенка. Тогда взрослые используют
специальные педагогические приемы, которые называют внешними
мотивами. Это наказания и награды, угрозы и требования, соревнование
и давление группы, похвала, возбуждение честолюбия, разъяснение о
будущих благах и пользе и т.д.
Еще
одной причиной неуспеваемости является «педагогическая
запущенность», которая представляет собой социальную незрелость
личности ребенка, вызванную недостатком социализирующих воздействий
со стороны окружающих взрослых; чаще всего это просто безнадзорность.
В такой ситуации у ребенка могут возникнуть специфические особенности
личности (отсутствие учебных мотивов, интеллектуальная пассивность,
неаккуратность), которые затрудняют его обучение.
Педагогические факторы.
Педагогические
факторы представляют для ребенка объективную реальность, которую он
должен принять и научиться жить в ней. Сюда относятся все
характеристики школьной среды: количество и
состав учеников в классе, первая или вторая смена обучения,
квалификация и стиль общения педагога, программа, по которой ведется
обучение и т.д.
Патологические факторы.
В эту группу входят различные отклонения в
психическом развитии детей. К ним прежде всего относятся часто
встречающиеся задержки психического развития разного происхождения и
«очаговые» (локальные) поражения центральной нервной
системы, которые ведут к стойким нарушениям письма (дисграфия),
чтения (дислексия), счета (дискалькулия).
В
зависимости от того, какое нарушение является основным и наиболее
серьезно сказывается на поведении и адаптации ребенка, все отклонения
в психическом развитии условно можно объединить в три группы:
- нарушения в познавательной сфере;
- нарушения в развитии личности;
- нарушения в сфере межличностных отношений.
На
практике все названные нарушения в той или иной степени могут
присутствовать у одного и того же ребенка. Углубленная диагностика
помогает определить главную причину нарушений
социально-психологической адаптации, чтобы сделать максимально
эффективной психолого-педагогическую коррекцию.
Выраженность
нарушений в познавательной сфере у младших школьников имеет широкий
диапазон: от диагноза умственной отсталости
и олигофрении до небольших отклонений в работе тех органов чувств,
через которые в мозг поступает основной поток информации:
зрения и слуха (тугоухость и близорукость затрудняют поступление
информации, а вместе с тем и всю познавательную деятельность). Между
этими крайними по тяжести нарушениями познавательной деятельности
находится группа нарушений, связанных с задержкой психического
развития. Главной отличительной особенностью входящих в эту группу
детей является то, что интеллектуальное и эмоциональное развитие этих
детей не соответствует их календарному возрасту. Это может выражаться
в следующих индивидуальных особенностях:
- недостаточность общего кругозора, знаний об окружающем мире, которые накапливаются у нормально развивающегося ребенка к определенному возрасту;
- несформированность некоторых представлений, необходимых для усвоения школьной программы (право-лево, понятия о цвете, количестве, форме, протяженности предметов и т.п.);
- отсутствие навыков умственной деятельности: умения сосредоточиваться, слушать и воспринимать услышанное, контролировать и планировать свои действия;
- преобладание игровых интересов и слабость учебной мотивации.
Главное
и принципиальное отличие детей с задержкой психического развития от
олигофренов заключается в том, что при олигофрении имеется
необратимое поражение головного мозга, а при ЗПР - только временное
замедление темпа развития, которое при специальных условиях поддается
коррекции.