ИЩИТЕ ПРОФЕССИОНАЛА, ИЛИ ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ЛОГОПЕДОМ
Вы уже определили, что вашему ребенку требуется помощь логопеда, а может быть, психолога или дефектолога. Но как найти специалиста, который действительно поможет справиться с трудностями? Как сориентироваться среди множества предложений позаниматься с вашим малышом?
Есть несколько способов найти требуемого специалиста:
- по рекомендации знакомых;
- по рекомендации врача из поликлиники или медицинского центра;
- по объявлению в Интернете или газете;
- в специализированном детском саду (школе, центре) можно получить информацию от родителей, чьи дети посещают логопедические занятия, или пообщаться непосредственно с самим логопедом.
При знакомстве с заинтересовавшим вас специалистом сообщите возраст ребенка и его проблемы (диагноз). Можете поинтересоваться, есть ли у логопеда опыт работы с такими детьми, как ваш, уточнить последовательность предстоящей работы. Возможно, ваш ребенок занимался или занимается с другими специалистами, посещает какое-либо учреждение - не забудьте об этом сказать. Если у вас имеется неудачный опыт занятий, расскажите, что именно в них не устроило. Сразу оговорите продолжительность и стоимость занятия.
Родители часто спрашивают, много ли потребуется времени, чтобы добиться желаемого результата. Точно ответить на такой вопрос сложно, потому что каждый ребенок неповторим и зачастую непредсказуем. Скорее всего, прогноз будет ясен после проведения обследования или двух-трех занятий. Например, звук "Р" у одного ребенка можно исправить за одно-два занятия, а у другого - за полгода, и дело здесь не в квалификации логопеда: работа пойдет медленно при нарушениях мышечного тонуса, аномалиях строения зубов, языка, неба или укорочении уздечки, а также в тех случаях, когда родители не выполняют домашние задания (сформированный на занятии с логопедом навык нестойкий и требует повседневного подкрепления).
На первом же занятии можете обратить внимание, насколько грамотна речь педагога, как организовано общение с ребенком, насколько интересны и познавательны игры и дидактические материалы.
По окончании занятия не стесняйтесь спросить, для чего использовалось то или иное упражнение или игра, каких целей стремился добиться педагог. Если вы увидели в своем ребенке хоть небольшое изменение, обязательно отметьте это. Ведь каждое новое приобретение малыша очень значимо, имеет причину и объяснение. Наблюдайте за "учеником", записывайте его достижения. Настройтесь на совместную с логопедом работу.
Скорее всего, вам будет оставлено домашнее задание, не поленитесь его добросовестно выполнить. Если задано что-нибудь раскрасить или нарисовать, пожалуйста, не делайте это за ребенка. Пусть малыш выполнит задание как умеет, вы же не собираетесь отправлять его работу на конкурс великих мастеров. Если ребенок категорически отказывается делать задание, или у него (вас) что-то не получается, оставьте все как есть. На следующем занятии расскажите логопеду, что именно не получилось. Попросите специалиста продемонстрировать, как выполнять задание, понаблюдайте, какими способами он привлекает ребенка и оказывает помощь.
Колоссальных результатов на первом же занятии ждать не следует. Во-первых, ребенок только привыкает к новому человеку. Во-вторых, первое занятие может быть диагностическим, т.е. специалист исследует коммуникативность, обучаемость ребенка, состояние психо-речевых процессов, чтобы наметить содержание и последовательность предстоящей работы.
Пожалуйста, не возлагайте всю ответственность за результаты обучения на логопеда, ведь многое зависит и от ваших усилий. Прислушивайтесь к рекомендациям, перенимайте методы работы, изучайте литературу, занимайтесь с ребенком самостоятельно. Если вам кажется, что сдвиги минимальны или занятия проходят вовсе без результатов, обсудите это с вашим логопедом, проконсультируйтесь у других специалистов (психолога, психоневролога, невропатолога и др.).
Можно выделить несколько причин низкой результативности работы:
- Нерегулярность занятий из-за болезни и т.п.;
- Недостаточная включенность родителей в работу;
- Индивидуальные особенности развития ребенка (такие как органическое поражение центральной нервной системы, в том числе умственная отсталость; тяжелое психическое или хромосомное заболевание и т.п.);
- Слишком позднее вмешательство. К сожалению, некоторые родители слишком поздно обращаются за помощью, когда ребенок уже "перерос" сензитивный, т.е. наиболее восприимчивый к обучению возраст. Чем раньше начинается коррекционная работа, тем она эффективнее;
- Недостаточная квалификация, недобросовестность специалиста.
Логопед - такой же человек, как и все, хотя, бывает, творит настоящие чудеса. Надо отметить, что все эти чудеса могли бы и не произойти, если бы не участие любящих и внимательных родителей.
Перепечатка статьи допускается только после письменного разрешения автора.