Общее недоразвитие речи
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи. Речевая недостаточность у дошкольников может варьировать от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В соответствии с этим принято условное деление на уровни развития, при которых общим является значительное отставание в появлении активной речи, ограниченный словарный запас, аграмматизм, недостаточность звукопроизношения и фонематического восприятия.
Основной контингент дошкольников в группах с ОНР имеет II и III уровни речевого развития.
I уровень. Дети этого уровня для общения пользуются главным образом лепетными словами, звукоподражаниями, отдельными существительными и глаголами бытового содержания, обрывками лепетных предложений, звуковое оформление которых смазанно, нечетко и неустойчиво. Нередка свои высказывания ребенок подкрепляет мимикой и жестами. Аналогичное состояние речи может наблюдаться и у умственно отсталых детей. Однако дети с первичным речевым недоразвитием обладают рядом черт, позволяющих отличать их от детей-олигофренов. Это в первую очередь относится к объему так называемого пассивного словаря, который значительно превышает активный. В отличие от детей с интеллектуальной недостаточностью дети с ОНР для выражения своих мыслей пользуются дифференцированными жестами и выразительной мимикой. Для них характерна, с одной стороны, большая инициаливность речевого поиска в процессе общения, а с жругой - достаточная критичность к своей речи.
Таком образом, при сходстве речевого состояния прогноз речевой компенсации и интеллектуального развития у этих детей неоднозначный.
Значительная ограниченность активного словарного запаса проявляется в том, что одним и тем же лепетным словом или звукосочетанием ребенок обозначает несколько разных понятий ("биби" - самолет, машина, поезд; "бобо" - болит, укол, самзывать). Отмечается также замена названий действий названиями предметов и наоборот ("адас" - карандаш, рисовать, писАть; "туй" - сидеть, стул).
Отмечается нестойкость в произношении звуков. В речи преобладают в основном 1-2 сложные слова. При попытке воспроизвести более сложную слоговую структуру количество слогов сокращается до 2-3 ("ават" - кроватка, "амида" - пирамида, "тика" - электричка). Фонематическое восприятие грубо нарушено, возникают трудности даже при отборе сходных по названию, но разных по значению слов (молоток - молоко, копает - катает - купает). Задания по звуковому анализу слов детям данного уровня непонятны.
II уровень речевого развития детей характеризуется начатками общеупотребительной речи. Дети используют в общении простые по конструкции или искаженные фразы, владеют обиходным словарным запасом. В их речи дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно употребление местоимений, союзов, некоторых предлогов в их элементарных значениях. Дети могут отвечать на вопросы, беседовать по картинке, рассказывать о семье, о событиях окружающей жизни.
Вот типичный рассказ ребенка с ОНР: "Тупия сима. Ипай сек. Сек идет, сек, делева. Соя тает Сину а санкам". (Наступила зима. Выпал снег. Снег идет, снег, деревья. Зоя катает Зину на санках).
Дети пользуются предложениями простой конструкции, состоящими из двух-трех, редко четырех слов. Словарный запас отстает от возрастной нормы. Это проявляется в незнании многих слов, обозначающих, например, наименование различных частей тела, названия животных и их детенышей, названия различных профессий, предметы мебели и т.д.
Отмечаются ограниченные возможности использования детьми не только предметного словаря, но и словаря действий, признаков. Они не знают названий цвета, формы, размера предметов. Навыками словообразования они практически не владеют.
При воспроизведении контура слов нарушается слоговая структура, звуконаполняемость: наблюдаются перестановки слогов, звуков, замена и уподобление слогов, выпадение звуков в позиции стечения согласных ("морашки" - ромашки, "кубика" - клубника, "вок" - волк, "каф" - шкаф).
Специальное обследование позволяет обнаружить недостаточность фонематического слуха, а также их неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом.
III уровень речевого развития детей характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети могут более свободно общаться с окружающими, но продолжают нуждаться в помощи взрослых, вносящих в их речь соответствующие пояснения, т.к. самостоятельное общение для них затруднительно.
Звуки, которые дети умеют правильно произносить изолированно, в самостоятельной речи звучат недостаточно четко.
Диагностическим показателем речи детей описываемого уровня является нарушение слоговой структуры, которое по-разному видоизменяет слоговой состав слов. Правильно повторяя вслед за взрослым 3-4-сложные слова, дети нередко искажают их в самостоятельной речи, сокращая обычно количество слогов.
На этом уровне фразовая речь детей приближается к низкой возрастной норме. Их бытовой словарь в количественном отношении значительно беднее, чем у их сверстников с нормальной речью.
Это лучше всего проявляется при изучении активного словаря. Дети не могут назвать по картинкам целый ряд доступных своему возрасту слов, хотя имеют их в пассивном запасе (ступеньки, форточка, обложка, страница). В то же время отмечается и недостаточное развитие пассивного словаря.
Преобладающим типом лексических ошибок становится неправильное употребление слов в речевом контексте. Не зная наименований частей предметов, дети заменяют их названием самого предмета (циферблат - часы), название действий заменяют словами, близкими по ситуации и внешним признакам (подшивает - шьет, широкий - большой, вырезает - режет или рвет). Нередко, правильно показывая на картинках заданные действия, в самостоятельной речи дети смешивают их: "поливает в кастюлю сюп" вместо наливает; "тет веником пол" вместо подметает.
Из ряда предложенных действий дети не понимают и не могут показать такие действия как штопать, распарывать, переливать, перелетать, подпрыгивать, кувыркаться; нередко они не знают названия цветов (оранжевый, серый, голубой), плохо различают форму предметов: круглый, овальный, прямоугольный.
Анализ словарного запаса детей позволяет выявить своеобразный характер их лексических ошибок. Например, происходит замена наименования части предмета названием всего предмета в целом: ствол, корни - "дерево". Название предмета заменяется названием действия, характеризующего его назначение: шнурки - "завязать чтобы", шланг - "пожар гасить".
В словаре детей мало обобщающих понятий, в основном это игрушки, одежда, посуда. Антонимы не используются, мало синонимов.
Затрудняютмя дети в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов некоторых прилагательных, много ошибок допускают при употреблении приставочных глаголов.
В картине аграмматизма выявляются довольно стойкие ошибки при согласовании прилагательного с существительным в роде и падеже, в согласовании числительного с существительным всех трех родов (пять руков, два руки). Характерны ошибки в употреблении предлогов.
При пересказе дети ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, "теряют" действующих лиц.
Таким образом, экспрессивная речь детей, о всеми указанными особенностями, может служить средством общения лишь в особых условиях, требующих постоянной помощи и побуждения в виде дополнительных вопросов, подсказок.
Вне специального внимания к их речи дети малоактивны, в редких случаях являются инициаторами общения, мало общаются со сверстниками, мало обращаются с вопросами ко взрослым, не сопровождают рассказом игровые ситуации.
Филичева Т.Б. выделила четвертый уровень недоразвития речи. К нему относятся дети с нерезко выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи. Незначительные нарушения всех компонентов языка выявляются в процессе детального обследования при выполнении специально подобранных заданий.
В речи детей встречаются отдельные нарушения слоговой структуры слов и звуконаполняемости. Недостаточная внятность, выразительность, несколько вялая артикуляция и нечеткая дикция оставляют впечатление общей смазанной речи. Незаконченность формирования звуковой структуры, смешение звуков характеризуют недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем. Эта ососбенность является важным показателем еще не закончившегося до конца процесса фонемообразования. Наряду с недостатками фонетико-фонематического характера обнаружены у этих детей и отдельные нарушения смысловой речи.