НЕПРИЯТНЫЕ СОБЫТИЯ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЖИЗНЬ РОДИТЕЛЕЙ
ЛОЖЬ
Дети иногда говорят неправду, чтобы не спрашивать разрешения у родителей на поступки, относящиеся к их жизни, потому что они опасаются вашего "нет".
Родители могут провоцировать ложь, задавая ребенку вопросы. Они подкрепляют ложь, концентрируя на ребенке отрицательное внимание.
Каждый раз, когда вам захочется задать вопрос, постарайтесь либо ничего не говорить, либо измените вопрос таким образом, чтобы его можно было выразить в форме "Я-высказывания" (утвердительного высказывания от первого лица).
Вместо "Сделал ли ты свою работу по дому?" следует сказать: "Мне бы хотелось узнать, что кухня уже вымыта".
Когда вы перестанете задавать вопросы, количество случаев обмана, скорее всего, сократится. Если ребенок обманывает вас, не концентрируйте отрицательное внимание на нем. Любая ваша реакция, выражающая беспокойство или гнев, будет подпитывать привычку лгать. Можете произнести "гм" и уйти. Нет нужды выяснять, что ребенок говорит неправду. Вы можете также сказать своему ребенку: "Я чувствую себя неловко, так как мне все время кажется, что меня обманывают, поэтому я хотела бы прекратить этот разговор".
ВОРОВСТВО
Зная, что в вашем доме существует проблема воровства, убедитесь, что вы лично не провоцируете кражи, оставляя без присмотра вещи, представляющие ценность. Скажите своему ребенку в форме "Я-высказывания", что вы собираетесь обеспечить сохранность ваших вещей.
Но этого недостаточно, чтобы разрешить проблему воровства, так как ребенок может воспринять ваши действия как игру или состязание и отыскать тайники. Второе, что надо сделать - это убрать из ваших взаимоотношений с ребенком все проявления отрицательного внимания.
Зачастую дети крадут для того, чтобы сохранить за собой безопасную позицию плохих и безответственных. Почти все, что они крадут, дети могут получить другими способами. Эти способы предполагают честность и умелость и тем самым характеризуют их как отвечающих за самих себя.
Наилучший способ борьбы с воровством заключается в том, чтобы убедительно показать ребенку, что оно не дает ему желаемых результатов. Одновременно необходимо сделать все возможное, чтобы ребенок перестал чувствовать себя неловко в тех случаях, когда он ощущает себя хорошим и отвечающим за себя человеком.
Если у вас пропали деньги, ваша задача возместить потерю. Вы говорите детям: "Люся и Вася, я только что обнаружила, что из моего кошелька пропали 10 рублей. Мне бы хотелось получить их обратно." Дети отвечают, что не брали деньги. Тогда вы говорите: "Я понимаю, что вы мне говорите, и тем не менее я хочу получить деньги обратно. Если я не получу их до завтра, то на следующей неделе нам придется есть главным образом овощной суп, поскольку эти 10 рублей были частью продуктовых денег". Затем может случиться так, что вы (или кто-то еще) "найдете" деньги. Если они обнаружатся, отнеситесь к этому как ни в чем не бывало и воздержитесь от сарказма. Если же этого не произойдет, сварите большую кастрюлю овощного супа, чтобы сэкономить пропавшие у вас 10 рублей.
ЛИТЕРАТУРА
Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. М.,2000.