ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННО АКТИВНОЙ ПОЗИЦИИ РЕБЕНКА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ
В процессе
воспитания детей с отклонениями в развитии важную роль играет
правильное отношение родителей к ребенку.
Случается, что родители чрезмерно опекают ребенка, предугадывают его
малейшие желания, выполняют любые требования и даже капризы. Такое
отношение родителей создает почву для возникновения у детей
капризности, упрямства, пассивности, безразличия и безучастности ко
всему происходящему вокруг. В этих случаях у
детей снижается потребность в речевом общении, в овладении навыками
самообслуживания, желании заниматься игровой и любой другой
деятельностью.
Другие
родители, наоборот, занимают неоправданно жесткую позицию в
воспитании ребенка. Они требуют неукоснительного выполнения всех
заданий, упражнений, распоряжений, не учитывая речевых, двигательных
возможностей, прибегают к наказаниям. В результате у детей появляется
излишняя плаксивость, раздражительность, повышенная возбудимость. Как
следствие этого, отмечается расстройство сна, недержание мочи,
подергивания в различных частях тела.
Для
создания благоприятных условий воспитания в семье родителям прежде
всего необходимо знать особенности заболевания и развития ребенка,
его возможности выполнять те или иные задания, упражнения и т. д.
Большое
значение имеет правильный распорядок дня:
строгое соблюдение режима питания и сна, чередование занятий с
отдыхом и прогулками, умеренный просмотр телепередач. Наличие
определенного порядка создает условия, при которых у ребенка нет
оснований для капризов, для отказа подчиняться ряду установленных
требований. Постепенно он упражняется в умении сдерживаться и
регулировать свое поведение. При упорядоченной жизни ребенка
расширяется его кругозор, обогащается память, формируются
наблюдательность и любознательность.
Огромное
значение имеет формирование у детей адекватной самооценки,
развитие у них необходимых в жизни волевых качеств. Родители должны
умело формировать мотивационную сторону поведения и интерес к
занятиям по овладению речевыми и двигательными навыками, другими
видами деятельности. Формирование активных качеств личности в
условиях семьи следует начинать с таких видов деятельности, как игра
и элементарный труд. При организации игровой и трудовой деятельности
нужно разъяснять ребенку их значение и смысл, наглядно
демонстрировать их конечный результат.
В
процессе игровой и трудовой деятельности дети научаются выполнять
требования и инструкции взрослых, считаться с интересами окружающих,
доводить начатое дело до конца. Если ребенок не хочет выполнять то
или иное действие, важно добиться от него осознания цели выполняемого
действия путем подсказки со стороны взрослых.
В ходе
усвоения нового действия родители должны постоянно оказывать ребенку
помощь. Варианты помощи меняются в зависимости от возраста ребенка. В
младшем дошкольном возрасте родители в основном показывают, как надо
выполнять действия или задания. Так, при обучении складывать целое
изображение из частей родители сначала могут сами сложить картинку, а
затем предложить ребенку собрать изображение по образцу. В старшем
дошкольном возрасте рекомендуется сопровождать показ действия
словесной инструкцией. Родители побуждают ребенка подумать, каким
способом лучше выполнить то или иное задание.
Постепенно
требования к ребенку повышаются, предъявляемые задачи усложняются,
что способствует развитию у него волевых качеств. Переход к решению
более сложных заданий возможен лишь при условии, что ребенок поверил
в свои возможности и его не останавливают отдельные временные
неудачи. Для формирования у детей адекватной самооценки взрослые
должны постоянно оценивать результаты их деятельности, особенно в
случаях, когда ребенок очень старался и приложил много усилий.
Существует
необходимость включения ребенка в повседневную жизнь
семьи. Ребенок должен в качестве равноправного члена семьи
принимать посильное участие в домашних делах и заботах. Родительский
такт в таких случаях выражается в умении предложить ребенку доступные
и посильные дела. Такое распределение обязанностей в семье будет
способствовать сглаживанию у ребенка ощущения ущербности и развитию
положительных сторон его личности.
Оптимально
организованные условия жизни в семье создадут ребенку с отклонениями
в развитии предпосылки для его успешного развития, обучения и
дальнейшей социальной адаптации.