Главная > Статьи > Воспитание >
Статьи
Ответы на частые вопросы родителей
Особые дети - особое общение
Формирование жизненно активной позиции ребенка с отклонениями в развитии в условиях семьи
Неприятные события, влияющие на жизнь родителей: ложь, воровство
Роль лечения и обучения в преодолении отставания в развитии
Куда держать путь? От 0 до 4 лет: пять принципов гармоничного развития
Кого мы обманываем (о чем не нужно врать детям?)
Основные критерии нормального психического развития
Частые ошибки воспитания. Отрицательные факторы среды, влияющие на психическое развитие ребенка
[1]
Реклама
Основные критерии нормального психического развития
Личность формируется под влиянием наследственно обусловленных потенциальных качеств и факторов окружающей среды. Так как процесс развития в значительной степени зависит от явлений внешнего мира, то понятно, что неблагоприятные моменты могут стать причиной временных нарушений поведения, более того, закрепившись, они могут привести к аномальному развитию личности.
Формирование личности - это процесс, который длится в течение всей жизни, однако решающую роль в нем играют впечатления грудного и детского возраста, ибо именно в это время строятся структурные основы психики человека. В это время ребенок открывает для себя внешний мир, отделяет от него свое "Я" (эго); формируется отношение между "Я" и средой.
Вначале родительская любовь и влияние обеспечивают удовлетворение простых физических и психических потребностей ребенка, в то же время ребенка надо научить тормозить слишком агрессивные действия и невыполнимые желания. При правильном соотношении внимания и запретов формируются связи между "Я" и внешним миром, и таким образом, ребенок, сохраняя свою индивидуальность, вырастает в такого человека, который найдет свое место в обществе. Как для обеспечения соматического развития необходимо соответственное количество калорий, белков, минеральных веществ и витаминов, так и для нормального психического развития необходимо обеспечить присутствие определенных эмоциональных факторов. Ими являются любовь, чувство безопасности, воспитание самооценки, одобрение действий, а также, наряду с определенной самостоятельностью, руководство родителей.
Любовь
Человек нуждается в любви в любом возрасте. В грудном и детском возрасте любовь имеет такое же значение для нормального психического развития, как белок для роста и прибавке в весе, если снова прибегнуть к сравнениям. Ребенок должен знать, что, в любом случае, - при удовлетворении потребностей, в беде и опасности - может рассчитывать на родительскую любовь; родители заботятся о нем, помогают, ухаживают и всегда любят; любят и тогда, когда наказывают. Ребенок должен чувствовать, что он к кому-то принадлежит, что он - желанный член семьи. Отсутствие любви является самой частой причиной поведенческих нарушений. Детство без любви оставляет глубокие рубцы в душе человека. Он может остаться одиноким, холодным, неспособным к завязыванию глубоких отношений с другими в течение всей жизни.
Чувство безопасности
Любовь и забота о физических и психических потребностях ребенка создают чувство безопасности. В родителях ребенок видит защиту, преграду для "опасностей" становящегося все более сложным внешнего мира. Недостаток чувства безопасности (или его потеря) также является фактором, который может стать причиной поведенческих нарушений.
Принятие индивидуальности и личных качеств, данных ребенка
Среди детей весьма велики индивидуальные различия в активности, темпераменте, любознательности, умственных способностях. Попытка насильственного изменения основных данных ребенка вряд ли приведет к цели. Вполне естественно, что многого можно добиться развитием любознательности ребенка, правильным соотношением игр и занятий, позднее - советами, помощью в установлении желаемого соотношения между полезной деятельностью и свободным временем.
Формирование самооценки
Формирование самооценки и разрешение самостоятельной деятельности в зависимости от возраста является важной задачей воспитания. Ребенок нуждается в признании его достижений. У ребенка может развиться чувство неполноценности, если его достижения никогда не ценят, если ему в пример постоянно ставят поведение его братьев и сестер или других детей того же возраста, от которых ребенок отстает. Параллельно психическому и физическому развитию ребенка у него возникает потребность в самостоятельности: ребенок хочет сам кушать, ходить, самостоятельно одеваться, выбирать игрушки, играть с товарищами, заниматься спортом. Предосторожности и запреты родителей должны находиться в соответствии с возрастом ребенка, детей постарше уже нельзя так же защищать и ограничивать, нельзя так же ухаживать за ними, как за грудным ребенком. Родительская защита не должна препятствовать стремлениям ребенка к самостоятельности. Чрезмерно защищенный ребенок в конце концов либо восстает против своих родителей, либо превращается в слабого, безвольного взрослого. Нужно обеспечить возможности для игр, необходимые занятия имеют очень большое значение, ибо в бедной среде развитие умственных способностей замедляется. Вполне естественно, что внешние раздражители должны находиться в соответствии с возрастом и выносливостью ребенка. Чрезмерные занятия, постоянное развлечение могут привести к перегрузкам.
Родительское руководство
Родительское руководство состоит не только из любви и заботы, но также включает в себя запрет. Даже обеспечение соматического развития и физической целостности закономерно требует последовательного поведения, направления и ограничения со стороны родителей. В питании и переваривании пищи ребенка необходимо приучить к определенному порядку и ритмичности. Активность ребенка старшего грудного и преддошкольного возраста необходимо часто ограничивать, ведь он все тащит в рот, все хватает и потому "самоопасен", опасности для него не существует. Дисциплинированность, запрещающая деятельность родителей важны не только для защиты организма ребенка, но также и для того, чтобы научить ребенка правилам общежития с другими людьми. Ребенок, который никогда не испытал разочарования, все желания которого исполняются, не сможет приспособиться к своей среде, а затем - к обществу.

Литература:
Э. Керпель-Фрониус. Педиатрия. Будапешт-1983.
Реклама

2004-2013, Проект Н.С. Ильиной
КАРТА САЙТА * ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Публикация материалов сайта допускается только при наличии прямой ссылки на www.defectolog.ru