КРИЗИСНЫЕ ПЕРИОДЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА
Что несет в себе кризный период?
Изменения в детской психике на разных этапах могут происходить медленно и постепенно, а могут - быстро и резко. Соответственно выделяются стабильные и кризисные стадии развития.
Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные, минимальные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих. Но они накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования. Только сравнив начало и конец стабильного периода, можно представить себе тот огромный путь, который прошел ребенок в своем развитии.
Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. И возрастные новообразования, образующиеся так медленно и долго, оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности.
Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития. В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии ребенка. Часть психологов считает, что детское развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы - ненормальное, "болезненное" явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше.
Известный психолог Л.С Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития. В настоящее время у нас чаще говорят о переломных моментах в развитии ребенка, а собственно кризисные, негативные проявления относят за счет особенностей его воспитания, условий жизни. Близкие взрослые могут эти внешние проявления смягчить или, наоборот, усилить.
Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии, и ребенок резко меняется во многих своих чертах. Развитие может принять в это время катастрофический характер.
Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине периода. Для окружающих ребенка людей оно связано с изменением поведения, появлением "трудновоспитуемости", как пишет Л.С. Выготский. Ребенок выходит из-под контроля взрослых, и те меры педагогического воздействия, которые раньше имели успех, теперь перестают действовать. Аффективные вспышки, капризы, более или менее острые конфликты с близкими - типичная картина кризиса, характерная для многих детей. У школьников падает работоспособность, ослабляется интерес к занятиям, снижается успеваемость, иногда возникают мучительные переживания, внутренние конфликты.
Однако у разных детей кризисные периоды проходят по-разному. Поведение одного становится трудно переносимым, а второй почти не меняется, так же тих и послушен. Индивидуальных различий во время кризисов гораздо больше, чем в стабильные периоды. И все же в любом случае изменения есть даже во внешнем плане. Чтобы их заметить, нужно сравнить ребенка не с ровесником, тяжело переживающим кризис, а с ним самим - таким, каким он был раньше. Каждый ребенок испытывает трудности в общении с окружающими, у каждого снимается темп продвижения в учебной работе.
Главные изменения, происходящие во время кризиса, - внутренние. Развитие приобретает негативный характер. Что это значит? На первый план выдвигаются инволюционные процессы, то есть распадается, исчезает то, что образовалось на предыдущей стадии. Ребенок теряет интересы, еще вчера направлявшие всю его деятельность, отказывается от прежних ценностей и форм отношений. Но, наряду с потерями, создается и что-то новое. Новообразования, возникшие в бурный, непродолжительный период, оказываются неустойчивыми и в следующем стабильном периоде трансформируются, поглощаются другими новообразованиями, растворяются в них и, таким образом, отмирают.
В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, с другой - между новыми потребностями ребенка и сложившимися раньше отношениями со взрослыми. Сейчас эти и некоторые другие противоречия часто рассматриваются как движущие силы психического развития.
Кризисные и стабильные периоды развития чередуются. Поэтому возрастная периодизация Л.С. Выготского имеет следующий вид: кризис новорожденности - младенческий возраст (2 месяца-1 год) - кризис 1 года - раннее детство (1-3 года) - кризис 3 лет - дошкольный возраст (3-7 лет) - кризис 7 лет - школьный возраст (8-12 лет) - кризис 13 лет - пубертатный возраст (14-17 лет) - кризис 17 лет.
КРИЗИС 1 ГОДА
Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно
называют кризисом 1 года. Как всякий кризис, он связан со всплеском
самостоятельности, появлением аффективных реакций (аффект – вид
эмоционального состояния, сильное кратковременное бурно протекающее
чувство (ярость, восторг, ужас и др.). Аффективные вспышки у ребенка
обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов,
его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, что он хочет.
Ребенок начинает самостоятельно ходить по дому, возрастает круг
запрещенных и опасных для него предметов. Не все желания ребенка
выполнимы потому, что его действия могут причинить вред ему или
окружающим. При очередном слове “нельзя” некоторые дети
кричат, падают на пол, бьют по нему руками и ногами. Чаще всего
появление сильных аффектов у ребенка связано с определенным стилем
воспитания в семье. Это или излишнее давление, не допускающее даже
небольших проявлений самостоятельности, или непоследовательность в
требованиях взрослых, когда сегодня можно, завтра нельзя, или можно
при бабушке, а при папе – ни в коем случае. Установление новых
отношений с ребенком, предоставление ему некоторой самостоятельности,
т.е. Большей свободы в действий в допустимых пределах, терпение и
выдержка близких взрослых смягчают кризис, помогают ребенку
избавиться от острых эмоциональных реакций.
КРИЗИС 3 ЛЕТ
К трем годам появляется местоимение “я”. У ребенка
появляется первичная самооценка – осознание не только своего
“я”, но и того, что “я хороший”, “я
очень хороший”, “я хороший и больше никакой”.
Произнося “я сам”, ребенок стремится действовать в этом
мире, изменять его.
Кризис 3 лет – граница между ранним и дошкольным детством –
один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это кризис
выделения своего “я” (по Д.Б. Эльконину). Ребенок,
отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более
глубокие отношения.
Самостоятельность и активность ребенка возрастают, это требует от
близких своевременной перестройки. Если новые отношения с ребенком не
складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность
постоянно ограничивается, у ребенка возникают кризисные явления. Л.С.
Выготский описывает 7 характеристик кризиса 3 лет.
Негативизм.
Ребенок дает негативную реакцию
на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только
потому, что это предложил ему определенный взрослый человек. Главный
мотив действия – сделать наоборот, т.е. прямо противоположное
тому, что ему сказали.
Упрямство.
Это реакция ребенка, который
настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а
потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его
мнением считались. Упрямство – не настойчивость, с которой
ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок настаивает на том, что
ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно
расхотелось.
Строптивость
направлена не против
конкретного взрослого, а против сложившейся в раннем детстве системы
отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребенок стремится
настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и
делают другие. “Да ну!” - самая распространенная реакция
в таких случаях.
Ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все
делать и решать сам. Во время кризиса повышенная тенденция к
самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна
возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со
взрослыми.
У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они
как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих
случаях говорят о протесте-бунте. В семье с единственным
ребенком может проявиться деспотизм. Ребенок жестко проявляет
свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя, что он будет есть,
а что не будет, может мама уйти из дома или нет и т.д. Если в семье
несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность:
та же тенденция к власти выступает как источник ревнивого,
нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких
прав в семье, с точки зрения юного деспота.
Обесценивание.
В глазах ребенка обесценивается
то, что было привычно, интересно, дорого раньше. 3-летний ребенок
может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения),
отбросить или сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя
и т.п.
КРИЗИС 7 ЛЕТ
Независимо
от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то
момент своего развития проходит через кризис. Ребенок приходит к
осознанию своего места в мире общественных отношений. Он открывает
для себя значение новой социальной позиции – позиции школьника,
связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы.
Происходит
переоценка ценностей. То, что имеет отношение к учебной деятельности
(в первую очередь, отметки), оказывается ценным, то, что связано с
игрой – менее важным.
Ребенок
начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него
появляется другая логика мышления.
ЛИТЕРАТУРА
И. Ю. Кулагина. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., 1998.
Рекомендуем: