Схема оценки уровня развития навыков крупной моторики
Ходьба по узкой поверхности
Ходит по узкой полосе (доске) длиной не менее 2 м и шириной 20 см, придерживаясь за руку взрослого.
Ходит по узкой полосе (доске) длиной не менее 2 м и шириной 20 см без поддержки за руку.
Ходит по узкой полосе (доске) длиной 2,4 м и шириной 10-15 см, придерживаясь за руку взрослого.
Ходит по узкой полосе (доске) длиной 2,4 м и шириной 10-15 см без поддержки за руку.
Ходит по узкой доске длиной не менее 2 м и шириной 20 см, приподнятой над землей на 15-20 см.
Ходит по узкой полосе (доске) длиной не менее 2 м и шириной 20 см без поддержки за руку.
Ходит по узкой полосе (доске) длиной 2,4 м и шириной 10-15 см, придерживаясь за руку взрослого.
Ходит по узкой полосе (доске) длиной 2,4 м и шириной 10-15 см без поддержки за руку.
Ходит по узкой доске длиной не менее 2 м и шириной 20 см, приподнятой над землей на 15-20 см.
Ходьба по наклонной поверхности
Держась за руку взрослого, поднимается по наклонной поверхности (доска шириной не менее 50 см, угол наклона 20-30 градусов).
Самостоятельно поднимается по наклонной поверхности (доска шириной не менее 50 см, угол наклона 20-30 градусов).
Держась за руку взрослого, спускается по наклонной поверхности (доска шириной не менее 50 см, угол наклона около 30 градусов).
Самостоятельно спускается по наклонной поверхности (доска шириной не менее 50 см, угол наклона 20-30 градусов).
Самостоятельно поднимается по наклонной поверхности (доска шириной не менее 50 см, угол наклона 20-30 градусов).
Держась за руку взрослого, спускается по наклонной поверхности (доска шириной не менее 50 см, угол наклона около 30 градусов).
Самостоятельно спускается по наклонной поверхности (доска шириной не менее 50 см, угол наклона 20-30 градусов).
Ходьба по ступеням
Поднимается на порожек высотой 10-15 см, держась за руку взрослого.
Самостоятельно поднимается не порожек высотой 10-15 см без поддержки, не теряя равновесия.
Спускается с порожка высотой 10-15 см без поддержки, не теряя равновесия.
Поднимается на порожек высотой 20 см без поддержки, не теряя равновесия.
Спускается с порожка высотой 20 см без поддержки, не теряя равновесия.
Поднимается по лестнице приставным шагом, держась за перила.
Спускается по лестнице приставным шагом, держась за перила.
Поднимается по лестнице переменным шагом, держась за перила и чередуя ноги.
Самостоятельно поднимается не порожек высотой 10-15 см без поддержки, не теряя равновесия.
Спускается с порожка высотой 10-15 см без поддержки, не теряя равновесия.
Поднимается на порожек высотой 20 см без поддержки, не теряя равновесия.
Спускается с порожка высотой 20 см без поддержки, не теряя равновесия.
Поднимается по лестнице приставным шагом, держась за перила.
Спускается по лестнице приставным шагом, держась за перила.
Поднимается по лестнице переменным шагом, держась за перила и чередуя ноги.
Бег
Быстрым шагом проходит от 5 до 10 м с поддержкой за обе руки.
Быстрым шагом проходит не менее 20 м с поддержкой за одну руку.
Быстрым шагом с поддержкой за руку спускается по наклонной поверхности, имеющей средний угол наклона.
Быстрым шагом без поддержки за руку спускается по наклонной поверхности, имеющей средний угол наклона.
Быстрым шагом проходит не менее 10-15 м, взмахивая одной или двумя руками для придания себе скорости.
Быстрым шагом проходит около 30 м, ритмично взмахивая одной или двумя руками для придания себе скорости.
Пробегает около 30 м.
Быстрым шагом проходит не менее 20 м с поддержкой за одну руку.
Быстрым шагом с поддержкой за руку спускается по наклонной поверхности, имеющей средний угол наклона.
Быстрым шагом без поддержки за руку спускается по наклонной поверхности, имеющей средний угол наклона.
Быстрым шагом проходит не менее 10-15 м, взмахивая одной или двумя руками для придания себе скорости.
Быстрым шагом проходит около 30 м, ритмично взмахивая одной или двумя руками для придания себе скорости.
Пробегает около 30 м.
Прыжки
Выполняет пружинистые движения на пружинящей поверхности на носочках, держась обеими руками за руки взрослого или опорную поверхность:
от одного до пяти раз подряд;
десять или более раз подряд.
Время от времени подпрыгивает, выполняя пружинистые движения на батуте, держась обеими руками за опору. Подпрыгивает на батуте несколько раз подряд, держась обеими руками за опору.
Время от времени подпрыгивает на полу, держась обеими руками за опору.
Подпрыгивает на месте на полу несколько раз, держась обеими руками за опору.
Спрыгивает со ступеньки высотой около 15 см, держась за руки взрослого.
Подпрыгивает на месте, стоя на полу и без поддержки за руки.
Прыгает вперед на 10-15 см без поддержки.
Перепрыгивает через линию на полу или натянутую на полу веревочку.
Спрыгивает со ступеньки высотой 5 см без поддержки.
Спрыгивает со ступеньки высотой 10 см без поддержки.
Спрыгивает со ступеньки высотой 20 см без поддержки.
Спускается по лестнице, держась за перила и чередуя ноги.
от одного до пяти раз подряд;
десять или более раз подряд.
Время от времени подпрыгивает, выполняя пружинистые движения на батуте, держась обеими руками за опору. Подпрыгивает на батуте несколько раз подряд, держась обеими руками за опору.
Время от времени подпрыгивает на полу, держась обеими руками за опору.
Подпрыгивает на месте на полу несколько раз, держась обеими руками за опору.
Спрыгивает со ступеньки высотой около 15 см, держась за руки взрослого.
Подпрыгивает на месте, стоя на полу и без поддержки за руки.
Прыгает вперед на 10-15 см без поддержки.
Перепрыгивает через линию на полу или натянутую на полу веревочку.
Спрыгивает со ступеньки высотой 5 см без поддержки.
Спрыгивает со ступеньки высотой 10 см без поддержки.
Спрыгивает со ступеньки высотой 20 см без поддержки.
Спускается по лестнице, держась за перила и чередуя ноги.
Бросание, ловля, метание
Двумя руками отбрасывает в неопределенном направлении легкий мяч среднего размера.
Двумя руками отбрасывает мяч среднего размера, направляя его к партнеру по игре.
Ловит двумя руками легкий мяч среднего размера, брошенный прямо в руки с расстояния около 1 м.
Ловит двумя руками легкий мяч среднего размера, брошенный прямо в руки с расстояния не менее 2 м.
Ловит двумя руками мячи разного веса, размера и фактуры, меняя положение тела с учетом траектории их полета.
Метает одной рукой маленький мяч в неопределенном направлении.
Метает одной рукой мячи разного веса и фактуры в заданную сторону.
Метает маленький мяч, попадая им в цель, диаметром не менее 50-70 см.
Двумя руками отбрасывает мяч среднего размера, направляя его к партнеру по игре.
Ловит двумя руками легкий мяч среднего размера, брошенный прямо в руки с расстояния около 1 м.
Ловит двумя руками легкий мяч среднего размера, брошенный прямо в руки с расстояния не менее 2 м.
Ловит двумя руками мячи разного веса, размера и фактуры, меняя положение тела с учетом траектории их полета.
Метает одной рукой маленький мяч в неопределенном направлении.
Метает одной рукой мячи разного веса и фактуры в заданную сторону.
Метает маленький мяч, попадая им в цель, диаметром не менее 50-70 см.
Оценка навыков мелкой моторики
Захват
Использует указательный жест.
Преимущественно использует ладонно-пальцевый захват.
Использует щепотный захват.
Использует пинцетный захват.
Преимущественно использует ладонно-пальцевый захват.
Использует щепотный захват.
Использует пинцетный захват.
Запястье
Поворачивая предметы, двигает всей рукой.
Поворачивая предметы, двигает предплечьем и запястьем.
Поворачивая предметы, может изолированно действовать запястьем.
Поворачивая предметы, двигает предплечьем и запястьем.
Поворачивая предметы, может изолированно действовать запястьем.
Манипулирование мелкими предметами
Берет, удерживает и помещает в емкость крупные бусины (диаметр бусины - около 3 см, диаметр отверстия - около 5 см).
Аккуратно ставит на стол и друг на друга кубики небольшого размера.
Опускает простые объемные геометрические фигуры в соответствующие отверстия.
Опускает в прорезь плоские предметы (монеты, пуговицы и т.д.)
Используя щепотный захват, продевает толстую проволоку в отверстие бусины диаметром около 3 см.
Нанизывает на толстую проволоку крупные бусины (диаметр бусины - 2,5-3 см, диаметр отверстия в бусине - около 1 см).
Нанизывает бусины диаметром около 2,5-3 см на толстый шнур.
Разворачивает завернутый в бумагу или фольгу предмет диаметром около 2,5-3 см.
Аккуратно ставит на стол и друг на друга кубики небольшого размера.
Опускает простые объемные геометрические фигуры в соответствующие отверстия.
Опускает в прорезь плоские предметы (монеты, пуговицы и т.д.)
Используя щепотный захват, продевает толстую проволоку в отверстие бусины диаметром около 3 см.
Нанизывает на толстую проволоку крупные бусины (диаметр бусины - 2,5-3 см, диаметр отверстия в бусине - около 1 см).
Нанизывает бусины диаметром около 2,5-3 см на толстый шнур.
Разворачивает завернутый в бумагу или фольгу предмет диаметром около 2,5-3 см.
Подготовка руки к письму
Рисование вертикальных, горизонтальных линий и кругов
Калякает по бумаге, перемещая руку в вертикальном направлении.
Калякает по бумаге, перемещая руку в горизонтальном направлении.
Калякает по бумаге, перемещая руку по кругу.
Рисует вертикальные линии, подражая взрослому. Если напоминать, придерживает бумагу второй рукой.
Рисует горизонтальные линии, подражая взрослому. Если напоминать, придерживает бумагу второй рукой.
Рисует округлые линии, подражая взрослому. Если напоминать, придерживает бумагу второй рукой.
Рисует вертикальные линии с опорой на образец. Придерживает бумагу второй рукой.
Рисует горизонтальные линии с опорой на образец. Придерживает бумагу второй рукой.
Рисует круг с опорой на образец. Придерживает бумагу второй рукой.
Калякает по бумаге, перемещая руку в горизонтальном направлении.
Калякает по бумаге, перемещая руку по кругу.
Рисует вертикальные линии, подражая взрослому. Если напоминать, придерживает бумагу второй рукой.
Рисует горизонтальные линии, подражая взрослому. Если напоминать, придерживает бумагу второй рукой.
Рисует округлые линии, подражая взрослому. Если напоминать, придерживает бумагу второй рукой.
Рисует вертикальные линии с опорой на образец. Придерживает бумагу второй рукой.
Рисует горизонтальные линии с опорой на образец. Придерживает бумагу второй рукой.
Рисует круг с опорой на образец. Придерживает бумагу второй рукой.
Закрашивание поверхностей
Беспорядочно калякает по бумаге формата А4.
Закрашивает фломастером или толстым мелком прорезь шаблона простой геометрической фигуры размером не менее 10х10 см. Если напоминать, придерживает бумагу второй рукой.
Закрашивает фломастером или толстым мелком прорезь шаблона простой геометрической фигуры размером не менее 5х5 см. Если напоминать, придерживает бумагу второй рукой.
Закрашивает фломастером или толстым мелком нарисованную на бумаге простую предметную фигуру размером не менее 10х10 см. Если напоминать, придерживает бумагу второй рукой.
Закрашивает фломастером или толстым мелком прорезь шаблона простой геометрической фигуры размером не менее 10х10 см. Если напоминать, придерживает бумагу второй рукой.
Закрашивает фломастером или толстым мелком прорезь шаблона простой геометрической фигуры размером не менее 5х5 см. Если напоминать, придерживает бумагу второй рукой.
Закрашивает фломастером или толстым мелком нарисованную на бумаге простую предметную фигуру размером не менее 10х10 см. Если напоминать, придерживает бумагу второй рукой.
Источник:
Серия "Ребенок с синдромом Дауна и особенности его развития". Центр ранней помощи для детей с синдромом Дауна Даунсайд ап.
Серия "Ребенок с синдромом Дауна и особенности его развития". Центр ранней помощи для детей с синдромом Дауна Даунсайд ап.
Комментарий
С помощью этой схемы удобно отслеживать развитие малыша. Фиксируйте результаты теста через определенный промежуток времени, например, раз в месяц. Если у малыша есть задержка в развитии, то ваш "дневник" пригодится при взаимодействии со специалистами - ортопедом, инструктором ЛФК, логопедом, дефектологом.
Наталья Ильина, дефектолог
С помощью этой схемы удобно отслеживать развитие малыша. Фиксируйте результаты теста через определенный промежуток времени, например, раз в месяц. Если у малыша есть задержка в развитии, то ваш "дневник" пригодится при взаимодействии со специалистами - ортопедом, инструктором ЛФК, логопедом, дефектологом.
Наталья Ильина, дефектолог