Главная > Документы > Конспекты занятий и другие материалы для специалистов >
Статьи
Развитие речи и ознакомление с окружающим
Формирование межличностного взаимодействия у детей дошкольного возраста
Лексико-грамматические упражнения по теме: Овощи и фрукты
Индивидуальная коррекционно-воспитательная работа
Коррекционная работа с детьми со стертой формой дизартрии
Преемственность в развитии фонематического слуха у детей первого класса
Эмпатия и ее формирование в онтогенезе
Коррекция звукопроизношения. Файлы для логопедов
Где скачать методическую литературу
Статьи для логопедов
Конспекты занятий для логопедов
Занятия с песком
ДЦП
Обучение детей с ЗПР
Обучение детей с нарушениями слуха
Речедвигательная ритмика
Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью
Дети с фетальным алкогольным синдромом
Воспитание и обучение детей в доме ребенка
[1]
Реклама
Применение речедвигательной ритмики на логопедических занятиях. Опыт работы учителя-логопеда Ильиной Натальи Сергеевны
Речедвигательная ритмика — это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвует общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура.
Автор технологии речедвигательной ритмики — Мухина Алла Яковлевна - доцент дефектологического факультета Московского Государственного Гуманитарного Университета им. Шолохова. Автор книги "Речедвигательная ритмика".
В своей работе автор опиралась на труды П. Губерина, М.М. Кольцовой, В.Л. Фанталовой, О.Г. Шейнкман, Т.Ф. Филиной и др.
Я выбрала для своей работы эту технологию, потому что:
  • она является здоровьесберегающей, на сегодняшний день это актуально. Наш детский сад занимается укреплением здоровья детей и формированием физической культуры, и логопед может внести свой вклад.
  • позволяет решить логопедические задачи:
    вызывание и автоматизация звуков речи;
    развитие навыков дифференциации близких по звучанию и артикуляции звуков речи;
    совершенствование речевого дыхания: темпа и ритма дыхания, продолжительности выдоха;
    формирование мелодико-интонационной стороны речи;
    формирование способности выделять заданный звук в речевом потоке (на материале слогов, слов, словосочетаний и текста);
  • развиваются неречевые процессы: слуховое внимание и память, произвольное внимание, пространственные представления, общая и мелкая моторика, координация движений, мимическая мускулатура;
  • речедвигательные упражнения могут проводиться в помещении или на улице, индивидуально или с подгруппой детей;
  • методика подходит для детей разных возрастов с дислалией, ФФН, алалией и другими особенностями развития;
  • особых условий для проведения занятий не требуется (например, музыкального сопровождения, специального оборудования);
  • речедвигательная ритмика может проводиться в виде системы упражнений, а при желании могут использоваться её элементы — на занятиях, в организационных моментах, динамических паузах, играх.
Данная технология используется при коррекции речи наряду с традиционными методами, принятыми в логопедической практике. Поэтому речедвигательная ритмика не выделяется, как самостоятельное занятие (в отличие от фонетической и логопедической ритмик), а включается в структуру занятий на разных этапах коррекционной работы, начиная с артикуляционной гимнастики и заканчивая автоматизацией звука в связной речи и дифференциацией близких по звучанию и артикуляции звуков.
Специальные упражнения разработаны таким образом, что каждому звуку речи соответствует определенное положение и движение рук, ног, корпуса, головы и органов артикуляции. Эти упражнения используются как для вызывания звуков речи, так и для их автоматизации и дифференциации. В зависимости от этапа работы над звуком движения речедвигательной ритмики видоизменяются.
Изолированный звук сопровождается наиболее интенсивными движениями. При автоматизации звука в слогах движение немного редуцируется, в словах и предложениях - еще больше изменяется. При проговаривании текстов выполняются совсем небольшие движения. Таким образом не возникает стереотипа. Постепенно ребенок переходит к самостоятельному проговариванию речевого материала без двигательного сопровождения.
Речедвигательные упражнения выполняются стоя, за исключением детей с ДЦП.
Педагогу рекомендуется надевать удобную одежду, которая не сковывает движения.
Какие сложности я нашла при использовании речедвигательной ритмики
  • Необходимо запомнить большое количество движений;
  • Чтобы научиться правильно выполнять движения, желательно увидеть образец, описания в книге недостаточно. Решение: посетить семинар А.Я. Мухиной и записать его на видео;
  • По данной теме мало публикаций, не хватает практического материала. Решение: найти коллег, работающих по этой методике, обмениваться опытом; проявлять творчество.
Дополнительная информация
  • Методика описана в книге А.Я. Мухиной «Речедвигательная ритмика», М., изд-во «Астрель», 2009.
  • В ДОУ № 1638 в 2002 году была открыта экспериментальная площадка "Речедвигательная ритмика в системе логопедической работы для детей с ограниченными речевыми возможностями".
  • Семинары по речедвигательной ритмике проводятся в центре «Логопед мастер» (www.logopedmaster.ru).
  • Видеофайлы по теме:
    http://www.logopedmaster.ru/video_gallery/11/1/0/1/
    http://www.youtube.com/watch?v=8BqL0hclqt4
Реклама

2004-2013, Проект Н.С. Ильиной
КАРТА САЙТА * ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Публикация материалов сайта допускается только при наличии прямой ссылки на www.defectolog.ru