Главная > Статьи > Отклонения в развитии > Нарушения речи >
Статьи
Классификация нарушений речи
Почему у ребенка речь формируется с задержкой?
Задержка речевого развития. Ответы на ваши вопросы.
Речевое развитие: в каких случаях нужно беспокоиться?
Нарушения чтения и письма - дислексия и дисграфия.
Если ребенок начал заикаться: первая помощь
Ищите профессионала, или инструкция по взаимодействию с логопедом
Моторная алалия
Сенсорная алалия
Рекомендуемая литература для родителей и логопедов. Где скачать нужные книги.
Общее недоразвитие речи (ОНР)
Аномалии и деформации зубо-челюстной системы
Обследование ребенка с речевой патологией
[1]
Реклама
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА.
В КАКИХ СЛУЧАЯХ НУЖНО БЕСПОКОИТЬСЯ?
Что необходимо для нормального становления речевой деятельности?
Прежде всего необходимо, чтобы у ребенка:
  • достигли определенной степени зрелости различные структуры головного мозга;
  • правильно и координированно работали голосовые и дыхательные системы, органы артикуляции;
  • были достаточно развиты слух и зрение, двигательные навыки, эмоции;
  • формировалась потребность в общении.
Овладение речевой деятельностью предполагает:
  • способность говорить;
  • способность понимать сказанное.
Речь в своем развитии проходит определенные этапы.
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШЕСТИ МЕСЯЦЕВ
Очень важно уже с первых дней рождения ребенка все время говорить с ним, интонацией и ритмом выражать свое отношение, подкреплять речь улыбкой, хвалить его. Эмоционально насыщенная речь (интонация, паузы, сопровождение речи мимикой и движениями головы, рук и т.д.) доступнее пониманию ребенка, способствует более полноценному развитию малыша.
Ребенок заражается Вашей речевой и эмоциональной активностью, стремится подражать Вам.
Изоляция ребенка, дефицит эмоциональных контактов может порождать задержку в развитии и изменения личности.
Основания для беспокойства: Ребенок не реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону взрослого; у него отмечаются недостаточная интонационная выразительность, немодулированность крика, отсутствие подготовительного кряхтенья перед криком, однообразное гуление, отсутствие смеха; не формируется избирательное внимание к речи окружающих.
7-10 МЕСЯЦЕВ
Ребенок вступает в общение со взрослым и начинает исследовать различные предметы, включая собственные конечности. Формируется имитационное подражание звучащей речи: тон, ритм, темп, мелодика, интонация. На 7-8-м месяце ребенок понимает многие слова, узнает названия некоторых предметов, которые ему показывают. Развивается отраженный лепет - повторение за взрослым и самолепет - собственная речевая активность. С 9 месяцев ребенок начинает понимать простые словесные инструкции, дополненные жестами. В 8-9 месяцев интенсивно развивается понимание речи, возрастает стремление контактировать со взрослым, активно используя игрушки.
Основания для беспокойства: отсутствие или рудиментарность лепета (нет повторения за взрослым), невыполнение простых словесных команд, отсутствие подражательных игровых действий.
10-12 МЕСЯЦЕВ
Основания для беспокойства: ребенок не реагирует на свое имя; отмечается отсутствие лепетных слов (би-би, ав-ав, бах, дай и др).
1-3 ГОДА
После года развитие речи идет стремительно. Возрастает потребность ребенка в речевом общении. У малыша появляется желание не только узнать, что это за предмет, но и что с ним можно делать, для чего он нужен. Если взрослые не поддерживают обращений ребенка, то заглушается потребность в общении, задерживается развитие активной речи.
Основания для беспокойства: стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. (Такая остановка может быть при нормальном развитии речи, но не далее полугода после появления первых трех-пяти слов.) При появлении речевого подражания ребенок, как правило, воспроизводит часть вместо целого слова или искажает его, использует аморфные слова. Например: дека - девочка, пику - купи, пэха - хлеб.
Ребенок не строит из накопленных слов предложений. Не появляются глаголы.
Ребенок строит предложения, но их грамматическое оформление грубо искажено, например: Аня хочет нет - я не хочу.
В возрасте 3 лет не говорит о себе в первом лице (не пользуется местоимением "я").
Во время речи кончик языка высовывается между зубами. Звуки произносятся с "хлюпаньем", имеют носовой оттенок.
4-5 ЛЕТ
Основания для беспокойства: у ребенка ограничен бытовой словарь, он не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы по общему признаку, одним словом: овощи, ягоды, деревья, мебель и т.д.; затрудняется заменить слово синонимом: собака-пес, пачкать-грязнить, смотреть-глядеть и т.д.; подобрать к слову антоним: холодный-горячий, улыбаться-хмуриться и т.д. Ребенок неактивен в речевом общении. Он не может связно рассказать о происходящих событиях, неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов (пропускает или переставляет слоги в словах).
5-6 ЛЕТ
К старшему дошкольному возрасту ребенок овладевает:
  • самостоятельной монологической речью, умением поддерживать беседу (задавать вопросы и отвечать на них);
  • звуковой формой слов;
  • значением слов;
  • грамматическим строем речи.
Помимо правильного внешнего оформления, высказывание должно быть содержательным, понятным и эмоционально выразительным.
У ребенка должна быть сформирована не только разговорная устная речь, но и готовность к обучению письменной речи - чтению и письму.
ПРОЯВЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
  • Нарушение звукопроизношения: неправильное артикулирование звуков, пропуски, замена звуков.
  • Нарушение слоговой структуры слова.
  • Лексические недостатки: бедный словарный запас, непонимание значение и смысла слов.
  • Неправильное грамматическое оформления высказывания.
  • Нарушение связного высказывания (развертывания, прогнозирования, высказывания).
  • Мелодико-интонационные недостатки: отклонения в голосоподаче, нарушение силы, высоты, тембра голоса, нарушение выразительных средств устной речи.
  • Темпо-ритмические недостатки: ускоренный или замедленный темп речи, запинки, спотыкание, необоснованные остановки в речи, скандирование (послоговое произнесение) слов.
Отклонения в развитии речи могут проявляться в нарушении способности как говорить, так и понимать.
Расстройства речи могут проявляться изолированно и в различных комбинациях.
Особую группу составляют дети с нарушениями слуха. Для диагностирования их состояния понадобится сделать ребенку аудиограмму, получить консультацию у отоларинголога, сурдопедагога.
ЛИТЕРАТУРА
Л.Р. Давидович, Т.С. Резниченко. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? М., 2001.
Рекомендуем:
Реклама

2004-2013, Проект Н.С. Ильиной
КАРТА САЙТА * ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Публикация материалов сайта допускается только при наличии прямой ссылки на www.defectolog.ru