Главная > Статьи > Отклонения в развитии > Нарушения речи >
Статьи
Классификация нарушений речи
Почему у ребенка речь формируется с задержкой?
Задержка речевого развития. Ответы на ваши вопросы.
Речевое развитие: в каких случаях нужно беспокоиться?
Нарушения чтения и письма - дислексия и дисграфия.
Если ребенок начал заикаться: первая помощь
Ищите профессионала, или инструкция по взаимодействию с логопедом
Моторная алалия
Сенсорная алалия
Рекомендуемая литература для родителей и логопедов. Где скачать нужные книги.
Общее недоразвитие речи (ОНР)
Аномалии и деформации зубо-челюстной системы
Обследование ребенка с речевой патологией
[1]
Реклама
Наиболее популярные темы форума
раздел: ВОПРОСЫ К ЛОГОПЕДУ
Ребенок не говорит. Задержка речевого развития.
Здравствуйте. Ребенку 2г и 2м. Говорим мало, причем дай говорили в 9 мес, а дальше не пошло, сейчас основные слова говорим(на собаку - гав, на кошку - няу, правда заяц почему-то четко выходит:)) Предложениями и не пахнет, только когда начну непонимающей прикидоваться(что?, что сделать надо? кому?), он отвечает. Мы ходи к невропотологу - там нам прописали таблетки - танакан и пантогам (пить мы их не стали) - не вызвал у нас врач доверия, ребенок был раздражен и врач раздражался, но то что ребенок отстает это правда.
Сейчас мы усиленно с ним дома занимаемся - продвижения есть, но небольшие (уже начинаю падать духом). Много читала про деток которые не говорили к 2.5, а потом начали говорить хорошо и предложениями. Можно ли этому верить? Правильно ли мы сделали на счет лекарств?
Александра, 27 Февр 2006
Здравствуйте, Александра. Если у Вас есть сомнения по поводу приема лекарств, почему бы не сходить к другому врачу? Врач изучает историю развития ребенка, проводит исследование. Ну, а я не вправе судить ни о невропатологе, ни о Вашем ребенке, так как не располагаю достаточной информацией.
Что касается речевого развития - следует насторожиться, если отмечалась патология беременности, родовая травма, были перенесены инфекции или травмы на первом году жизни ребенка. Просто будьте готовы к тому, что может понадобиться помощь логопеда. Но, на мой взгляд, пока не следует волноваться. Сейчас можете кое-что сделать для активизации речи мальчика, впрочем, Вы наверно и сами все это прекрасно знаете. Почаще называйте предметы, с которыми он взаимодействует, проговаривайте его действия. "Это машина. Би-би, машина поехала. У-у-у-у! Давай погрузим на нее кубики. Один кубик, второй кубик. Положили. Машина едет. А куда она едет?" Подобными словами сопровождайте и рисование. Рисуйте и комментируйте, трехлетним детям такое занятие очень нравится. В процессе эмоциональной игры ребенок начинает подражать речи взрослого. Не просите сына "скажи ..." или "повтори ...". Вместо этого спросите: "Что это?" "Что ты делаешь". Если ответа не последовало, сделайте это сами. И не надо падать духом. Любое, даже самое маленькое продвижение очень много значит.
Да, действительно, некоторые дети начинают говорить поздно, и при этом в дальнейшем нормально развиваются.
Наталья Ильина
Еще один дурацкий вопрос, если в том что ребенок не говорит виновата мама (мало занималась и разговаривала), как трудно ребенку будет наверстывать упущенное?
И еще - вот он говорит на машину - у-у-у-, хотя может четко говорить и МА и На и сшшш-на ши, но сколько мы с ним не пытались соединять, либо уууу- либо просто ма, а дальше нужно долго упрашивать.
Про скажи и повтори - это действительно так, потому что я чувствую, что это злит ребенка, но по инерции все равно говорю, буду внимательней к этому. Спасибо.
Александра
Александра, вопросы Ваши вовсе не дурацкие, ведь развитие ребенка - далеко не второстепенная вещь. Пока что попробуйте просто общаться с сыном, беззаботно играть и много говорить. Можно проговаривать слова по несколько раз, хорошо, если ребенок будет при этом видеть Ваш рот. (Например, взял он машинку, а Вы тут же правильно называете ее. Он сказал "ма", а Вы как бы помогаете ему, исправляете, говоря "машина, машина"). Ваша речь для малыша заразительна, пример для подражания. При таких условиях уже в течение месяца-двух заметны изменения. Прекрасно, что он может произносить слоги - создайте благоприятные условия для того, чтобы он сам захотел ими пользоваться.
Наталья Ильина
Спасибо за ответы, вдохнули новые силы - месяца два можно еще потерпеть и потрудиться, а потом... напишу вам снова :)
Александра
***
Сыну 2,7. Строит очень простые фразы. Медленно набирает словарный запас, в нем больше существительных, нежели глаголов. У него сильное отставание в развитии? Что предпринимать?
Ольга, 18 Июл 2005
К трем годам речь обычно бывает сформирована, то есть ребенок пользуется сложными фразами, разными частями речи.
Чтобы определить уровень развития ребенка, желательно оценивать не только состояние речи, но и учитывать всю историю его развития. Важно, как протекала беременность и роды, соответствовало ли норме раннее физическое и речевое развитие ребенка.
Обычно о задержке развития сообщает врач, поэтому рекомендую обратиться в первую очередь к детскому психоневрологу, а потом уже проконсультироваться у логопеда.
При медленном темпе развития речи родителям даются такие рекомендации: Разговаривайте с ребенком. Когда что-то делаете, например готовите обед, называйте предметы, описывайте их, проговаривайте все свои действия. Например: "Сейчас я буду варить суп. Давай посмотрим, что у здесь есть. Это картошка, и т.д. Овощи грязные, поэтому я их буду мыть. Я мою картошку, теперь мою морковку. Вот, помыла. Все чистое." И далее в том же духе. Задавайте ребенку вопросы "Что это? ", "Что ты сейчас делаешь?", просите Вам помочь "Положи в ящик", "Дай ложку", "Отнеси книгу папе", комментируйте его действия: "Ты сейчас моешь помидор; несешь тарелку; ешь суп".
Когда идете гулять, называйте одежду, проговаривайте действия, на улице тоже можно о многом поговорить.
Если ребенок говорит невнятно или пользуется жестами, иногда можно сделать вид, что не понимаете его.
Наталья Ильина
***
Моему ребенку 1 год и 6 месяцев. Меня беспокоит его речь. Он понимает обращенную к нему речь, но сам практически не говорит, причем в остальном он развивается абсолютно нормально. Это происходит так. Сначала он начинает произносить какое-то слово, которое ему нравится, а через некоторое время перестает его говорить. На просьбу сказать что-нибудь он мотает головой и начинает возмущатся. Невропатолог поставил диагноз задержки речегого развития и сказал, что если не будет никаких изменений, то надо будет делать какие-то уколы. Но мне эта идея совсем не нравится. Что мне делать. Как помочь ребенку заговорить. Заранее огромное спасибо.
P.S.
Ребенок (мальчик) родился в срок. Ему дали 7-8 баллов по шкале Апгар. Был обвит пуповиной. В период беременности у меня была половая инфекция (микоплазмоз). Был отлучен от груди в 9 месяцев из-за отсутствия молока.
Виктория, 3 Март 2006
Виктория, на Вашем месте я бы не отказывалась от медикаментозного лечения. Если есть сомнения, лучше проконсультируйтесь у другого врача, потому что лекарства - это не прихоть врача, они действительно могут быть необходимы. В настоящий момент советую уделять внимание не только речевому, но и общему развитию малыша. Играйте в пирамидки, матрешки, коробочки с прорезями, с мелкими предметами, пуговицами, водой, крупой и пр., конструируйте, лепите, рисуйте пальчиком красками, делайте из бумаги "снежки" и кидайтесь ими, все игры сопровождайте речью.
Не просите ребенка сказать что-либо, это вызывает негативную реакцию и может только затормозить речевое развитие.
Почему ребенок перестает говорить слова? Может быть, Вы слишком остро реагируете на его речь и часто просите исправиться и сказать слово лучше?
Наталья Ильина
***
Я считаю, что мой ребенок(3г,4м) плохо разгаваривает, она не выговаривает больше половины букв (такие как З,Ж,Ш), окончание проглатывает или не договаривает, я пыталась её учить произносить некоторые буквы, но у неё не получается. Как быть, помогите. Стоит ли обращаться к врачу, или ещё рано.
Речь Вашего ребенка развивается в соответствии с нормой. Сейчас первостепенным показателем является не звукопроизношение, а наличие фразовой речи.
Наталья Ильина
***
Здравствуйте!
У меня такая проблема - сын категорически отказывается говорить.
Моему сыну исполнилось два года, никаких проблем во время беременности или родов не было, невропатолог осматривала и сказала что "легковозбудимый", но все в пределах нормы. Велела пропить курс глицина, чтобы улучшить ночной сон (просыпался по 3-4 раза). Курс пропили, спим хорошо.
Пассивный запас речи у него очень большой, все тесты, которые я знала на развитие ребенка показывали, что у нас нет оставания в развитии. Моторикой занимаюсь каждый день, сын хорошо владеет и пальчиками, и ручками в целом. Последний осмотр был в 1,8.
Однако, несмотря на внешнее благополучие, с речью у нас беда. Мы говорим только те слова, которые нужны - дай, надо, нет, да, и все мама-папа и т.д. Все. Ни о каком "прогрессе" речи нет - все эти слова мы говорили и в 1,3 и в 1,6 и сейчас. Звуков много - но все абракадабра... Не дай бог попросишь "скажи" - неть и все.
Больше всего меня пугает, что он заменяет слова "картинками", жестами, мимикой. Так, если ему надо пить, он втягивает воздух (трубочка для сока), если он показывает на вентилятор, то кружится на месте (как пропеллер), если видит машину - "рулит" руками и говорит дядя... Фактически, он общается при помощи жестов....
Я очень переживаю, может нам уже надо обращаться за помощью?? Заранее благодарна за ответ!!!!!
Елена, 31 Март 2006
Здравствуйте, Елена. Если ребенок общается с помощью жестов - значит у него есть потребность в общении, и это замечательно, ни в коем случае не запрещайте жестикулировать! Попробуйте в некоторых ситуациях делать вид, что не понимаете жестов, дайте речевой образец.
Стимулируйте речь ребенка: чем больше Вы будете говорить с ним, тем лучше. Комментируйте свои и его действия, рассказывайте стихи и сказки. Используйте в речи короткие слова и звукоподражания, именно они должны первыми появиться в речи малыша.
Ребенку полезно получать новые впечатления - большую пользу для развития приносят поездки на море, интересные экскурсии, эмоциональные игры и т.п. Для развития мелкой моторики можно применять пальчиковый бассейн - коробку или таз с нелущеным горохом, фасолью и др. крупой и спрятанными туда мелкими игрушками. Многим детям такая игра нравится. Очень полезен массаж пальчиков, лепка.
Наталья Ильина
***
Моему сыну через месяц исполнится 2 года, а говорить он не хочет. говорит лишь простые слова (4-5), а остальные показывает жестами. стоит ли бить тревогу?
Ольга, 13 Апр 2006
Стоит обратить внимание на такие факты, как особенности протекания беременности и родов, а также раннее развитие мальчика. Если не было никаких отклонений, то пока что можно не волноваться.
Наталья Ильина
***
Моему ребенку 1 год 6 месяцев. В 8-9 месяцев он начал говорить "мама", "баба" и шепотом "папа". Потом что-то произошло и он перестал говорить вообще. Все понимает, может показать (принесет баночку, указывает на киску и собачку и т.д.), но не говорит.
Заставлять сказать бесполезно, начинает злиться, плакать и убегает. Что нам делать??????!!!!
Галина, 26 Апр 2006
В первую очередь проверьте слух ребенка. Не заставляйте его говорить, это вызывает протест и таким образом может принести вред. Побуждайте ребенка говорить, давая образец собственной речи. Обязательно проконсультируйтесь у психоневролога.
Наталья Ильина
***
Здравствуйте! Сыну ровно 2 года. Он не говорит вообще ничего, только непонятные звуки. Была родовая травма. Под языком подрезали уздечку. Сейчас постоянно слюни изо рта льются. Он вроде понимает все, но простых слов даже не говорит, не понимает ни ДАЙ, ни Машина, объясняется только жестами. По имени отзывается очень редко. Врачи не реагируют, говорят все хорошо, но я очень беспокоюсь. То ли к логопеду идти, то ли к лору (думаем вдрум слух плохой). Посоветуйте пожалуйста.
Наталья, 2 Июн 2006
Здравствуйте, Наталья! Очень хорошо, что Вы вовремя обратили внимание на особенности малыша. Конечно, проконсультируйтесь у лора или сурдолога, у логопеда и психолога или дефектолога, ждать нельзя. Сверьте развитие мальчика с описанными на сайте нормами развития. Если есть заметное отставание, начинайте заниматься прямо сейчас! Возможно, требуется медикаментозное лечение, массаж, может быть полезен бассейн - все эти мероприятия назначает врач.
Наталья Ильина
***
ОНР (общее недоразвитие речи)
Моей дочке 4г., нам поставили диагноз недоразвитие речи 3 степени. Сказали, что нужно обязательно переходить в логопедический садик. Но нам очень нравится этот сад. Неужели нельзя нанять логопеда и заниматься дополнительно. И что означает этот диагноз?
Анна, 11 Янв 2006
При общем недоразвитии речи III уровня страдает фонематическое восприятие, звукопроизношение, нарушена слоговая структура слова (слоги в словах пропускаются, добавляются лишние или меняются местами), словарный запас обеднен (ребенок не может назвать многие, даже хорошо знакомые в быту предметы; неточно подбирает слова; не владеет обобщающими понятиями); отмечаются трудности в овладении грамматическим строем речи, тормозится процесс становления связной речи.
Анна, если диагноз "недоразвитие речи" поставил логопед (проводилось ли специальное обследование речи?), то Вам действительно следует перевести девочку в логопедическую группу. Частный логопед проводит два-три занятия в неделю, в хорошей логогруппе занятия проводятся каждый день, причем работа по преодолению недоразвития речи должна проводиться постоянно и длительно, не меньше года.
Наталья Ильина
***
Алалия
Здраствуйте!У меня двое детей мальчику в июне 5 лет будети девочка ей 3года и 3месяца.Ходим в логопедический детский сад .Там нам ставят диагноз алалия ,в поликлинике ЗРР.Берём дополнительные занятия с логопедом и психологом.С июня месяца будем ходить в центр речегого развития при детской больнице 6.Проходили лекарственное лечение.Очень хотелось бы знать что нас ожидает впереди и из-за чего такое происходит с детьми? И хочу добавить что при этом диагнозе мой сын в свои не полные 5 лет знает все буквы умеет их писать и по слогам начал читать простые слова ,конечно всё это нам даёться с большим трудом. А вот дочка кроме пяти слов больше пока ни чего. Прошу Вас ответьте. Буду ждать. Спасибо.
Валентина, 11 Май 2006
Валентина, диагноз алалия поставлен обоим детям или только сыну? В 3 года такой диагноз может быть поставлен ошибочно.
Алалия - состояние, обусловленное очаговым недоразвитием или ранним поражением речевой зоны больших полушарий головного мозга. Причины алалии разнообразны: воспалительные, травматические поражения головного мозга (осложнения после менинго-энцефалита, краснухи, травм), кровоизлияния в мозг вследствие тяжелых и быстрых родов, обменные нарушения в период внутриутробного развития плода, во время родов, а также в период раннего развития ребенка в возрасте от одного месяца до одного года. Возникновение алалии возможно у детей, перенесших тяжелый рахит, сложные заболевания дыхательной системы, нарушения сна и питания в ранние месяцы жизни.
Алалию нельзя рассматривать как задержку развития речи, т.к. речь алалика в дальнейшем развивается своеобразым путем. В начале на первый план выступает бедность словарного запаса, затем аграмматизм, искажение слов, позже неумение оперировать словами, затруднения в связной речи, нарушения письма. Тяжесть алалии может быть различной. Прогноз зависит от степени тяжести нарушения и характера оказываемой помощи.
Наталья Ильина
Спасибо за ответ. Алалия поставлена обоим детям. Но дело в том что кроме как в детском саду больше этот диагноз ни где нам не ставили. И я хотела получить Ваш совет ,что я могу ещё предпринять и возможно ли вылечиться? Ещё раз огромное спасибо за ответ!
Валентина
На мой взгляд, Вы предпринимаете достаточно много усилий для преодоления речевых проблем. Могу только посоветовать прислушиваться к рекомендациям логопедов и других специалистов, выполнять домашние задания, всесторонне развивать детей, знакомить с окружающим, читать книги, общаться.
Наталья Ильина
***
Дизартрия: повышенное слюнотечение, "каша во рту"
Очень прошу ответить мне о причинах повышенного слюнотечения у ребенка 2.5 лет. Стоматология не причина,(зубы все на месте). Возможно причина более серьезная не хочется упустить время для лечения. Умственное развитие в норме, в физическом плане явных патологий не видно.
С уважением, Людмила, 21 Май 2006
Наиболее распространенная причина повышенного слюнотечения - недостаточность тонуса или спастичность мышц губ, щек, языка, мягкого нёба, которая обусловлена нарушением работы мозговых структур. Наиболее заметно ограничение движений языка, оно приводит к нарушению произношения звуков, неразборчивости речи. Такое нарушение речи называется дизартрия. С целью обучения проглатыванию слюны и укрепления мышц артикуляционного аппарата проводится целая система специальных упражнений - артикуляционная гимнастика, массаж, развитие мелкой моторики рук и др. Это область работы логопеда.
Чтобы уточнить диагноз, проконсультируйтесь у невропатолога.
Наталья Ильина
***
Моей дочери 3г6мес. Родилась вторая из двойни (1кг700г) Начала говорить до 2 х лет. Речь понятна, но не внятна. Очень сильно идут слюни. Но она у нас до сих пор сосет тряпки (думала может от этого текут слюни). Но прочитала на вашем сайте о дизартрии. Может у нас она. Какие еще признаки этого диагноза. В последнее время я заметила, что она на конце слов заканчивающимся на букву"л" меняет на "в". Подскажите что делать.
Ирина, 12 Май 2006
Да, судя по описанию, у Вашей дочери дизартрия, и ей потребуются логопедические занятия по укреплению мышц языка, губ, щек и, скорее всего, по коррекции звукопроизношения. Не ждите до пяти лет. Вы уже сейчас можете начинать выполнять специальные упражнения, но делать это надо под контролем специалиста. Логопед продиагностирует подвижность мышц и выберет подходящие упражнения, покажет Вам, как их правильно проводить. Может быть полезен логопедический массаж. Самостоятельно такое нарушение не проходит, оно требует длительной кропотливой работы.
Наталья Ильина
***
Заикание
Моя дочь (3г 10м) заикается. Как правильно с ней общаться, помогать ли ей начать фразу или не перебивать, а дать ей самой время преодолеть судорогу?
Елена, 28 Сент 2005
Здравствуйте, Елена!
Если Ваше вмешательство действительно помогает ребенку начать произносить фразу, то ничего плохого в такой помощи нет. Когда взрослый, одновременно с ребенком и неспеша, немного нараспев, произносит слова и фразы, запинки сглаживаются, пропадают. Именно в таких действиях и заключается часть коррекционной работы. Конечно, надо знать меру, чтобы помощь не была слишком навязчивой (излишнее заострение внимания на запинках может повредить, спровоцировать у ребенка чувство беспомощности и неполноценности, что в свою очередь отрицательно скажется на речевом общении).
Подобные запинки могут быть нормальным этапом становления речи, однако стоит с большим вниманием относиться к этой проблеме, чтобы избежать серьезного нарушения.
Думаю, Вы уже прочитали нашу статью "Что делать, если ребенок начал заикаться?", поэтому не буду повторяться. Если не читали, обязательно загляните в раздел Информация>>Отклонения в развитии>>Нарушения речи.
Наталья Ильина
***
Добрый день, Наталья!
Дочке 3 года. Боле-менее говорить простыми предложениями стала в 2года 9месяцев. Но последнее время стала замечать, что когда она хочет что-либо сказать, но точно не решила или не подобрала слово, то начинает как-бы затягивать "э"-кать слова.
Например:
- Какого цвета купить тебе шарик?
- Бе..Э ..голубо.. эээ-зеленый!!!
Т.е. выглядит так что она в раздумьи подбирает нужное слово. А может это начальные стадии заикания?
Светлана, 2 Авг 2005
Здравствуйте, Светлана!
То, что Вы описываете, не похоже на заикание, скорее, ребенок "думает вслух". Если бы девочка заикалась, она бы пыталась произнести одно слово: бе... бе... белый или б..б..б..белый, а не несколько разных одно за другим. Складывается ощущение, что, если девочка затянет с ответом, то Вы "наказываете" ее за это - раздражаетесь, покупаете шарик на свой вкус или не покупаете вовсе. Что-нибудь спрашивая, не торопите ребенка с ответом, обязательно дайте ему посмотреть, подумать, морально поддержите.
Наталья Ильина
***
Расщелина мягкого и твердого нёба
Моему сыну 3,5 года, у него врождённая ращелина мягкого и частично твёрдого нёба. Прооперирован пол года назад. Говорит очень мало - слогами, первыми буквами слов, чаще пользуется жестами. Занимается с логопедом в д/саду. Но почти без результата. Хотя хорошо выполняет логические задания, рисует.
Любовь, 22 Дек 2005
Уважаемая Любовь! Задержка речевого развития может произойти по разным причинам: в результате несформированности речевых зон в коре головного мозга; трудностей речевого дыхания и артикуляции; а, возможно, и пареза, т.е. "легкого паралича". Это можно выяснить только при детальном обследовании.
Полгода логопедических занятий - не такой уж и большой срок. Возьмите ответственность и на себя: приобретите соответствующую литературу, изучите проблему, обязательно выполняйте домашние задания. Попросите логопеда поделиться своим мнением насчет развития мальчика. Если Вы считаете, что логопед все-таки не справляется со своими обязанностями, проконсультируйтесь очно у другого специалиста, он рассеет или подтвердит Ваши сомнения.
Наталья Ильина

Перепечатка материалов сайта допускается только при наличии прямой ссылки на сайт www.defectolog.ru
Рекомендуем:
Реклама

2004-2013, Проект Н.С. Ильиной
КАРТА САЙТА * ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Публикация материалов сайта допускается только при наличии прямой ссылки на www.defectolog.ru