Главная > Статьи > Развивающие игры > Игры для всех: математика, сенсорное развитие и многое другое >
Статьи
Упражнения и развивающие игры для ребенка первого года жизни
Развитие ритмической способности у детей
Математика в стихах
С чего начать помощь ребенку, отстающему в развитии: игры и игрушки
С чего начать помощь ребенку, отстающему в развитии: от игры к занятиям
Игры для детей с нарушениями зрения
Игры для детей с нарушениями слуха
Игры для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Формирование математических представлений (игры для скачивания)
Игры по сенсорному воспитанию (для скачивания)
Рекомендуемая литература по теме и где ее скачать
[1]
Реклама
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Подготовила Наталья Ильина
  1. Игры в слова
  2. Игры с движениями
  3. Игры в лесу и на поляне
  4. Игры на воде
  5. Игры в комнате

ИГРЫ В СЛОВА
1-Й ВАРИАНТ
Играющие становятся по кругу. В центре его - ведущий с мячом в руках. Ведущий бросает мяч любому участнику игры и громко говорит часть какого-нибудь слова. Играющий, которому брошен мяч, должен поймать его и немедленно закончить слово.
2-Й ВАРИАНТ
Играющие образуют круг, ведущий - в центре круга. Он бросает кому-либо мяч и называет первую букву алфавита. Возвращая мяч, играющий называет вторую букву. Потом ведущий называет третью букву, а поймавший мяч - четвертую и т.д. Тот, кто ошибся, получает штрафное очко.
3-Й ВАРИАНТ
Среди играющих распределяются буквы алфавита. Если играющих немного, то каждый получает по нескольку букв. Ведущий предлагает составить слова, предложения.
Каждый играющий по ходу игры хлопает в ладоши за свою букву. После окончания слова все играющие хлопают дважды. В конце составленного предложения все хлопают в ладоши трижды.
СЛОВА НА ЗАДАННЫЕ БУКВЫ
Ведущий бросает игральную кость и следит за тем, какое выпало число. Например, выпало 3. Тогда он считает "Один, два, три", объявляет тему, предположим, - "Животный мир". Участник игры, на которого покажет ведущий, должен назвать три слова, относящиеся к этой теме и начинающиеся на о, д, т, например, олень, дикобраз, тигр. Затем ведущий снова бросает кубик. Допустим, выпало число 5. Ведущий считает до пяти и называет другую тему: "Географические названия". Играющий, на которого показал ведущий, называет пять слов на буквы о, д, т, ч, п. Тот, кто не сумеет правильно ответить, становится ведущим.
ИГРЫ С ДВИЖЕНИЯМИ
"МЫ-ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА"
Мы сидели на скамейке,
Мы - веселые ребята,
Мы - сеселые ребята,
Мы все вместе говорили:
- Правая рука, левая рука (показываем).
Затем повторяем все сначала и добавляем:
- Правая нога, левая нога (выставляем попеременно ноги). Снова повторяем слова и постепенно присоединяем:
- Правое плечо, левое плечо (показываем). Затем, после повтора слов, присоединяем слово голова с движениями. Потом повторяем все вместе.
Примечание: движения руками, ногами, плечами, головой совершаются на протяжении всего текста.
"НОС-УХО-НОС"
Обращаясь к участникам игры, ведущий говорит: "Указательным пальцем руки дотроньтесь до носа и скажите при этом: "Нос". Еще раз, еще. Я буду делать то же самое. Но если я скажу, например, "лоб", вы должны немедленно дотронуться до лба. Понятно? Начали! Нос-нос-нос-ухо!" (В это время ведущий указывает пальцем на подбородок, и многие невольно делают то же самое).
Игра повторяется несколько раз. Важна внимательность, реакция.
"МЫ ОХОТИМСЯ ЗА ЛЬВОМ"
Ведущий говорит первую строчку, все хором повторяют:
- Мы охотимся за львом. (Изображают ходьбу на месте.)
- Не боимся мы его.
- Будем биться насмерть с ним.
- И, конечно, победим - чух!
- А что же это там? (Всматриваются, подставляя ладонь ребром ко лбу.)
- А, это топь (болото, лес, гора)!
- Ее не обойдешь. (Показывают рукой как бы обход болота, леса, горы.)
- По ней не проползешь. (Показывают рукой снизу вверх.)
- Надо напрямик! (Снова повторяют все слова.)
- А что же это там? (Всматриваются.)
- А, это же нора!
- А кто же в ней живет?
- Наверно, это лев! (Тихо повторяют все слова.)
- А что же это там?
- А, это хвост! (Громко.) (Убегают, снова преодолевая, уже в обратном порядке, гору, лес, болото, топь.)
"КУПИМ МЫ С БАБУШКОЙ"
Игра о покупках. А вы любите делать покупки? Вот и помогите.
Ведущий: Вы будете повторять за мной слова и делать те же движения, что и я:
- Купим мы с бабушкой себе курочку.
- Курочка по зернышку - кудах-тах-тах. (Бьем руками по коленям.)
- Купим мы с бабушкой себе уточку.
- Уточка - утя-тя-тя. (Руки перед собой крест-накрест, извиваются, будто уточка плывет.)
Повторяем все сначала и добавляем:
- Купим мы с бабушкой себе индюшонка.
- Индюшонок - фу ты, ну ты. (Размахиваем руками.)
Снова повторяем все сначала и добавляем:
- Купим мы с бабушкой себе поросенка.
- Поросенок - хрю-ки, хрю-ки. (Крутим кулачками перед носом, создается впечатление пятачка.)
Снова перечисляем всех, кого купили с бабушкой, и присоединяем,
- Купим мы с бабушкой себе коровенку.
Коровенка - му-ки, му-ки. (Бодаемся рогами.)
- Купим мы с бабушкой себе лошаденку.
- Лошаденка - ну-ки, ну-ки. (Руки вперед, натягиваем "вожжи" на себя.)
- Купим мы с бабушкой себе собачонку.
- Собачонка - ав-ав. (Руками загребаем "уши".)
- Купим мы с бабушкой себе кисоньку.
- Кисонька - мяу-мяу. (Движение руками перед носом, как бы кошка умывается.)
- Купим мы с бабушкой себе телевизор. (Показываем руками телевизор.)
- Телевизор - время - факты. (Время - поднятая рука, факты - опустить руку перед собой.)
- Дикторша - ля-ля, ля-ля. (Машем руками у рта.)
Нельзя забывать, что после того, как что-то купили, все предыдущие покупки повторяются сначала.
СРЕЗАНИЕ ПРИЗОВ
К двум стойкам прикрепляется веревочка, за которую на нитках привязаны призы. Они обертываются в цветную бумагу, чтобы не сразу можно было догадаться, где что находится. Тому, кто хочет получить приз, завязывают глаза и дают в руки ножницы. Он должен подойти к веревке и срезать один из призов.
РУКОПОЖАТИЕ
Играющие встают рядом. Им завязывают глаза и предлагают сделать 3-4 шага вперед, повернуться спиной друг к другу, а затем, отойдя на несколько шагов в разные стороны, повернуться два раза на месте, сделать то же количество шагов обратно и обменяться рукопожатием.
"...ПОВЯЖУ Я ШЕЛКОВЫЙ ПЛАТОЧЕК"
На двух стойках, между которыми натянута веревка, висят на нитках 15-20 воздушных шаров, разрисованных под матрешек. У каждого игрока небольшой платок, который необходимо повязать на шар. Побеждает тот, кто быстрее это сделает.
ИГРЫ В ЛЕСУ И НА ПОЛЯНЕ
"ПТИЦЫ" И "КЛЕТКА"
Играющие образуют два круга: внешний и внутренний. Находящиеся во внутреннем круге берутся за руки, и это - клетка. Внешний круг - это "птицы".
"Клетка" под музыку движется вправо, а "птицы" - влево. По сигналу игроки внутреннего круга останавливаются и поднимают руки над головой, не разъединяя их. В это время "птицы" могут свободно вбегать в "клетку" и выбегать из нее. "Клетка" не может задерживать "птиц". По второму сигналу ведущего "клетка" захлопывается, то есть все опускают руки и приседают.
Игроки, оставшиеся в круге, считаются пойманными и остаются в центре. Игра продолжается до победителя - последнего игрока из стаи "птиц".
БЕРЕЗКА
Для проведения игры выбирают участок с небольшими березками. Участники игры разбегаются в разные стороны от водящего, который старается догнать и запятнать кого-нибудь. Спасаясь от погони, играющий может подбежать к березе и прикоснуться к ней. Такого игрока пятнать нельзя. Если водящий хочет продолжать преследование оставшегося у березы игрока, он должен громко сказать: "Раз, два, три, четыре, пять", отступая с каждым счетом на шаг от березы. Прежде чем водящий успеет закончить счет, тот, кто стоит касаясь березы, отбегает от нее, и водящий может продолжать погоню. Тот, кого водящий запятнал, выбывает из игры.
ПОИСКИ ПЕСТРЫХ БАБОЧЕК (ЧЕХИЯ)
Руководитель вырезает из цветной бумаги бабочек и заранее прячет их в траве и кустах. Каждый играющий должен найти как можно больше таких бабочек за определенное время. Время поиска бабочек - 5-10 минут. Начало и конец игры - по сигналу ведущего.
ЧЕГО ЗДЕСЬ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ?
На определенном участке местности к деревьям или кустам прикрепляется что-либо такое, чего там не должно быть. Например, листья и плоды с других растений. Побеждает тот, кто заметит больше несуразностей.
ИГРЫ НА ВОДЕ ДЛЯ НЕ УМЕЮЩИХ ПЛАВАТЬ
"ЩУКА"
Играющие ходят и бегают на глубине по пояс в произвольных направлениях, изображая рыбок. На берегу, спиной к водоему, стоит водящий - "щука". По сигналу "Щука плывет!" ребята останавливаются и погружаются в воду до подбородка или с головой. "Щука" внимательно следит за тем, как "рыбки" спрятались. И "рыбка", сделавшая это неправильно, уходит к "щуке". Игра повторяется несколько раз.
КАТАНИЕ НА КРУГАХ
Играющие садятся и ложатся на надувные резиновые круги и катаются на них, как на лодках, двигаясь на определенное расстояние. Кто быстрее преодолеет это расстояние - тот победитель.
ПОЙМАЙ ВОДУ
Играющие становятся по пояс в воде в шеренгу или в круг. Когда взрослый скажет, "Поймай воду!" - они должны вытянуть руки вперед, опустить их в воду, соединить кисти рук "лодочкой", зачерпнуть воды и поднять руки над поверхностью. Упражнение повторяется несколько раз.
ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ
"МОРСКОЙ БОЙ"
Играющие становятся в две шеренги, лицом друг к другу, глубина - по пояс. По сигналу руководителя все начинают брызгаться водой друг на друга, стараясь заставить противоположную шеренгу отступить. Выигрывает команда, которая окажется более стойкой, то есть не разбежится и сохранит до конца игры определенный строй. Игрок, коснувшийся руками противника или повернувшийся к нему спиной, выбывает из игры.
"ВОДЯНЫЕ ЦВЕТЫ"
Стоя в кругу, игроки берутся за руки и рассчитываются на первый-второй номера. Первые номера остаются стоять и поддерживают за руки вторые номера, которые ложатся на спину ногами внутрь круга и проделывают ими легкие движения вниз-вверх, всплескивая носками воду. Через некоторое время играющие меняются ролями.
ДЛЯ УМЕЮЩИХ ПЛАВАТЬ
ЭСТАФЕТА С ПРЕДМЕТАМИ
Эстафета проводится между двумя командами, которые выстраиваются на берегу реки (бассейна). Игра проходит в три этапа. В первом используется доска из пенопласта, во втором - надувной резиновый круг, в третьем - надувной матрас. Игру начинают первые номера. Они, держась за доску и перебирая ногами, плывут до отметки и обратно. Затем доску принимают вторые номера и т.д. Таким образом действуют и на остальных этапах. Только пользуясь надувным матрасом, игроки ложатся на него и гребут руками. Побеждает команда, скорее других закончившая эстафету на всех трех этапах.
"УДОЧКА"
Участники игры стоят в кругу по пояс в воде и рассчитываются на первый-второй. Первые номера принадлежат одной команде, вторые - другой.
Водящий, стоя в центре круга, вращает "удочку", то есть веревку, к концу которой привязана камера от волейбольного мяча. Спасаясь от "удочки", ребята погружаются с головой в воду. Игрок, которого задела удочка, получает одно штрафное очко. Играющим запрещается отклоняться от "удочки" и уходить со своего места. "Удочка" должна вращаться с одинаковой скоростью. Игра длится 3-5 минут. Выигрывает команда, набравшая меньше штрафных очков.
ЗА МЯЧОМ В ВОДУ
Двое участников игры подходят к воде. В руках у них резиновые мячи одного размера, но разного цвета. По сигналу они бросают мячи в воду, затем сами сбегают в воду и плывут к мячам. При этом каждый направляется не к своему мячу, а к мячу противника. Достигнув мяча, игрок плывет с ним (ведя его перед собой) обратно и кладет на берег там, откуда бросил мяч.
"ГОНКА КАТЕРОВ"
Команды стоят колоннами на берегу. По сигналу первые номера бегут к доскам, лежащим у воды, берут их и сбегают в воду. Работая только ногами, словно катер, они плывут к обусловленным ориентирам, а затем возвращаются назад. Оставив доски на берегу, первые номера бегут быстрее к своим командам, и каждый ударяет по руке второй номер. После этого в заплыве участвуют вторые номера и т.д. Выигрывают ребята, быстрее закончившие эстафету.
ТИХАЯ МУЗЫКА
Выберите водящего. Покажите ему предмет, который вы будете прятать. Пусть водящий уйдет из комнаты. Спрячьте этот предмет у кого-нибудь из играющих - в карман, туфли, за воротник и т.п. Зовите водящего и начинайте петь хором какую-нибудь песню. Когда водящий подходит близко к тому, у кого спрятан предмет, пойте громче, уходит дальше - пойте тише, так до тех пор, пока не найдет. Нашел - идет водить другой человек.
ПОЙМАЙ ПЛАТОЧЕК!
Все игроки становятся в круг, в центре которого стоит ведущий с платочком в руках. Играющие хлопают три раза в ладоши, а ведущий в это время бросает платок вверх. Играющие хлопают громче и чаще. Когда ведущий поймал платочек, все игроки прекращают хлопать. Все должны быть внимательны, потому что ведущий не всегда может бросить платочек. Кто невовремя захлопал в ладоши, должен что-нибудь исполнить.

ЛИТЕРАТУРА
Игротека для всех. Игры для детей с различными заболеваниями. М., 1999.
Книга подготовлена Детским орденом милосердия.
Рекомендуем:
Реклама

2004-2013, Проект Н.С. Ильиной
КАРТА САЙТА * ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Публикация материалов сайта допускается только при наличии прямой ссылки на www.defectolog.ru