Главная > Статьи > Терминология >
Статьи
А Б В
Г Д Е
Ж З И
К Л М
Н О П
Р С Т
У Ф Х
Ц Ч Ш
Щ Э Ю Я
[1]
Реклама
А
АВТОМАТИЗАЦИЯ -
превращение сознательных действий при многократном их повторении в автоматические (совершаемые без участия сознания)
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА -
этап при коррекции неправильного звукопроизношения. Следует за постановкой звука. Поставленный звук вводится в слова, фразы, самостоятельную речь путем применения специальных упражнений; Агнозия - нарушение процессов узнавания предметов и явлений при сохранности сознания и фенкции органов чувств; наблюдается при поражении определенных отделов коры больших полушарий головного мозга.
АГНОЗИЯ ЗРИТЕЛЬНАЯ -
агнозия, характеризующаяся расстройством узнавания предметов я явлений при сохранности их зрительного восприятия. Развивается при поражении наружной поверхности левой затылочной доли. Агнозия осязательная - неспособность узнавать предметы на ощупь. Наблюдается при поражении верхней теменной доли.
АГНОЗИЯ ПАЛЬЦЕВАЯ -
изолированное нарушение узнавания, выбора и дифференцированного показа пальцев рук как собственных, так и пальцев других людей.
АГНОЗИЯ ПРОСТРАНСТВЕННАЯ -
неспособность ориентироваться в пространстве, оценивать пространственные соотношения и воспроизводить последовательные действия в сложных двигательных актах.
АГРАММАТИЗМ -
нарушение психофизиологических процессов, обеспечивающих грамматическую упорядоченность речевой деятельности; при А. наблюдается опускание предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе, "телеграфный стиль" и пр.; А. возникает обычно в связи с афазией или алалией.
АГРАММАТИЗМ ИМПРЕССИВНЫЙ-
непонимание значения грамматических форм в воспринимаемой устной речи и (или) при чтении.
АГРАММАТИЗМ ЭКСПРЕССИВНЫЙ -
неумение грамматически правильно изменять слова и строить предложения в своей активной устной и (или) письменной речи.
АГРАФИЯ -
нарушение психофизиологических процессов, обеспечивающих закономерную связь звукового и письменного аспектов речевой деятельности, приводящее к полной неспособности овладеть процессом письма или к потере этого навыка; аграфия заключается в неосознании букв как графем, неумении соединять их в слова; возможность списывания при аграфии, как правило, сохраняется; аграфия обычно является следствием общего недоразвития речи, связанного с органическим поражением головного мозга.
АКАЛЬКУЛИЯ -
невозможность производить счет, выполнять счетные операции при сохранении речи; возникает при поражении различных областей коры головного мозга.
АЛЕКСИЯ -
полная неспособность или потеря способности овладения процессом чтения.
АЛКОГОЛЬНЫЙ СИНДРОМ ПЛОДА -
возникает при алкоголизме матери во время беременности. При этом синдроме умственная отсталость различной степени сочетается с комплексом специфических соматических и неврологических нарушений и пороков развития: микроцефалией, черепно-лицевыми аномалиями, задержкой роста, пороками развития внутренних органов и др. Отмечаются нарушения поведения.
АМБИДЕКСТРИЯ -
умение одинаково владеть правой и левой рукой.
АМБЛИОПИЯ -
ослабление зрения при отсутствии видимых повреждений глаз; причинами являются функциональные расстройства зрительного анализатора.
АМИМИЯ -
отсутствие мимических движений, наблюдается при парезах, параличах, при некоторых психических заболеваниях.
АНАРТРИЯ -
тяжелая форма дизартрии, когда речь почти полностью невозможна из-за паралича речедвигательных мышц, резко расстаивающего систему артикуляции.
АНКИЛОГЛОССИЯ -
врожденное укорочение уздечки языка.
АНОМАЛЬНЫЕ ДЕТИ -
дети, имеющие отклонения от нормального психического или (и) физического развития и нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания. Основные группы А.д.: 1) умственно отсталые дети, 2) дети с задержкой психического развития, 3) дети с нарушениями речи, 4) дети с нарушениями слуха (глухие, позднооглохшие, слабослышащие), 5) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие), 6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 7) дети с нарушениями поведения, 8) дети с нарушениями эмоционального развития, 9) дети с комплексными нарушениями.
АНТЕНАТАЛЬНЫЙ -
дородовой; относящийся к периоду развития организма, предшествующий родам.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА -
подготовительные упражнения, целью которых является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.
АПРАКСИЯ -
нарушение способности производить целенаправленные движения в результате поражения высших отделов коры головного мозга.
АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ -
совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи (артикуляцию); включает голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого нёба, губ, щёк и нижней челюсти, зубы и др.
АРТИКУЛЯЦИЯ -
деятельность, движения и позиции органов речи, нужные для произнесения данного звука.
АСИНЕРГИЯ -
нарушение содружественной (синергичной) деятельности мышц, проявляющееся расстройством движений, требующих одновременного сокращения нескольких мышечных групп; наблюдается при поражении мозжечка.
АСТЕНИЯ -
нервно-психическая слабость, возникающая вследствие инфекционных, соматических заболеваний или травматических поражений мозга и проявляющаяся в повышенной утомляемости, раздражительности и сниженной работоспособности.
АТАКСИЯ -
расстройство координации, целенаправленности и точности движений туловища или конечностей из-за неврологической патологии, сопровождающейся поражением мозжечка, вестибулярной или проприоцептивной систем. Например, походка человека, у которого нарушена координация движений нижних конечностей: во время ходьбы ноги широко раздвинуты, чрезмерно высоко поднимаются и т.д.
АУТИЗМ -
замкнутость, отгороженность от внешнего реального мира, погружение в мир собственных внутренних переживаний.
АУТОСТИМУЛЯЦИЯ -
букв. самораздражение. Настойчивое стереотипное извлечение сенсорных ощущений с помощью окружающих предметов и своего тела.
АФАЗИЯ -
полная или частичная утрата речи, обусловленная поражением коры доминантного полушария головного мозга при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха.
АФОНИЯ -
отсутствие звучности голоса при сохранности шепотной речи; непосредственная причина А. - несмыкание голосовых складок, вследствие чего при фонации происходит утечка воздуха; А. возникает в результате органических или функциональных нарушений в гортани, при расстройстве нервной регуляции речевой деятельности.
АФФЕКТ -
нервно-психическое возбуждение, возникающее внезапно при травмирующих обстоятельствах. Аффект сопровождается побледнением или покраснением лица, сужением или расширением зрачков, дрожанием губ и конечностей. Аффект чаще наблюдается у лиц с неустойчивой нервной системой.
Б
БАТТАРИЗМ -
патологически ускоренный темп речи, при котором имеет место неправильное формирование фразы, слова произносятся нечетко, не договариваются.
БРАДИКИНЕЗИЯ -
общая замедленность движений.
БРАДИЛАЛИЯ -
патологически замедленный темп речи.
БРОКА ЦЕНТР -
участок коры головного мозга, расположенный в задней трети нижней лобной извилины левого полушария (у правшей), обеспечивающий моторную организацию речи.
БУЛЬБАРНЫЙ -
относящийся к продолговатому мозгу.
В
ВЕРБАЛЬНЫЙ -
словесный; имеющий словесную форму.
ВЕРНИКЕ ЦЕНТР -
область коры головного мозга в заднем отделе верхней височной извилины доминантного полушария, при поражении которой возникает синдром сенсорной афазии.
ВОКАЛИЗАЦИЯ -
внешне бессвязное произнесение или пропевание отдельных звуков и слогов.
ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ -
обучение, направленное на восстановление функций, нарушенных в результате какого-либо заболевания.
ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА -
совокупность словесных сигналов, вызываемых ими нервных процессов в системе возникающих на этой основе временных нервных связей. В.с.с. является высшим регулятором нервной деятельности и поведения человека.
Реклама

2004-2013, Проект Н.С. Ильиной
КАРТА САЙТА * ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Публикация материалов сайта допускается только при наличии прямой ссылки на www.defectolog.ru